ИТ-компании идут в Clubhouse не только для общения, но и за бизнес-выгодой.
Новомодное приложение помогает крупным игрокам искать новых сотрудников и пиарить бренд, а стартапам — привлекать инвестиции. Резким взлётом приложения — закрытой площадки для устного общения — разработчики обязаны публичным личностям, регулярно появляющимся в аудиочате. Российская аудитория платформы растёт и, по различным оценкам, уже может составлять от 130 тыс. до 400 тыс. человек. И это притом что в "клуб" можно попасть лишь по приглашению и он пока доступен только на iOS.
Отхватить кусок славы
Несмотря на распространённую неприязнь к голосовым сообщениям, приложение смогло выстрелить. По словам основательницы Be Open Agency Катерины Соловьёвой, всё дело в эффекте FOMO (fear of missing out) — боязни пропустить что–то значимое. "Всё, что происходит в Clubhouse, происходит здесь и сейчас. Этот разговор не повторится, его не будет в записи, никогда не будет второго шанса задать свой вопрос, выйти на сцену. Простая психология", — говорит эксперт.
Голосовой формат особенно актуален для ИТ–аудитории. Это можно оценить по популярности подкастов среди разработчиков, считает Галина Токарева, HR–директор компании HypeFactory.
Как полагает лидер community международной нетворкинг–платформы Digital Leader Алексей Сидорин, хайп вокруг самой социальной сети работает на бизнес и развитие бренда. "То есть для многих это не столько новый инструмент, сколько инфоповод. Пока к Clubhouse есть интерес, что бы вы ни сделали в этой соцсети — вы тоже можете получить часть этого накопленного внимания", — замечает он. Петербургские компании постепенно включаются в общий тренд, и, хотя им не угнаться за гигантами вроде "Яндекса" и Mail.ru, они тоже пытаются создавать свои комнаты и формировать "комьюнити" вокруг бренда. О намерении развиваться через этот канал "ДП" сообщили ГК "КОРУС Консалтинг", Selectel и "ИТ–град" (входит в облачный бизнес МТС).
"Мы активно используем Clubhouse, подключаемся к встречам и уже планируем собственные. Наша цель — собрать экспертное сообщество, в котором мы будем обсуждать насущные операционные проблемы бизнеса. Не исключено, что результатом общения будут конкретные тактические шаги: например, тестирование решений и внедрение новых технологических подходов. Clubhouse для нас — это один из инструментов, который мы используем для поднятия своей ценности как профессионалов в области ИТ и увеличения узнаваемости бренда компании как бизнес–консультанта", — говорит Сергей Воробьёв, руководитель направления "Оптимизация ценообразования" департамента аналитических решений ГК "КОРУС Консалтинг".
И хотя ИТ–компании и являются первопроходцами, в приложении начинает появляться всё больше бизнес–аккаунтов и топ–менеджеров из других сфер. "На начальном этапе в Clubhouse аудитория была очень узкоспециализированная и состояла в основном из людей, близких к IT и стартапам. Это было обусловлено прежде всего принципом регистрации на платформе — с помощью инвайтов, — подчёркивает Сергей Горбунов, основатель платформы мобильного обучения и мотивации персонала ServiceGuru. — Таким образом, стартовав с IT–тусовки Силиконовой долины, проект вирально добрался и до наших “айтишников”. Первое время в Clubhouse было непонятно и неинтересно тем, кто не в теме IT. Однако виральный эффект распространения инвайтов буквально за несколько дней собрал совершенно разнообразную аудиторию, которая не имеет отношения к технологиям".
Кадр за кадром
Интересно, что PR — не единственная цель ИТ–компаний в приложении. Как известно, в сфере информационных технологий идёт постоянная борьба и поиск квалифицированных кадров. "Как всякая новая хайповая соцсеть, Clubhouse некоторое время будет просто Клондайком для тех рекрутеров, которые умеют быстро ориентироваться в специфике цифровой среды. В Clubhouse очень много сообществ, где можно собственными ушами услышать, как специалисты обсуждают профессиональные вопросы", — считает Александр Маслюк, HR–эксперт, автор telegram–канала WTF_HR.
Руководитель отдела персонала "Рэйдикс" (часть ГК "Диджитал Дизайн") Вероника Фёдорова полагает, что Clubhouse — интересный инструмент для укрепления HR бренда, учитывая, что большинство пользователей указывают в профиле работодателя, и, если пользователь успешен, другие участники интересуются его профилем.
"Сосредоточение в Clubhouse людей из ИТ–сферы актуально для нас с точки зрения найма новых сотрудников. Мы активно развиваем подразделение собственной разработки и набираем разработчиков по направлениям service automation, DevOps, контейнерных вычислений, back–office сервисам и другим", — сообщила Наталья Маткова, руководитель направления внешних коммуникаций облачного бизнеса МТС.
Разговоры — деньги
Площадка собрала большое количество технологичных стартапов, разработчиков и инвесторов, и ИТ — это та сфера, в которой ежедневно рождаются десятки новых продуктов. Поэтому в Clubhouse встречаются и те, у кого есть идеи, и те, кто готов вложить деньги в их развитие, считает Сергей Воробьёв.
Так, например, стартапы пытаются искать инвесторов через Clubhouse. Новый для российского рынка канал межличностной коммуникации приобрёл достаточно сильное распространение среди русскоязычных венчурных инвесторов, находящихся как в России, так и за рубежом. "Об успешности данной инициативы пока говорить рано, так как популярность Clubhouse на нашем рынке приобрёл всего пару недель назад, а полноценное закрытие нового раунда занимает 3–6 месяцев", — подчёркивает директор iDealMachine Елена Силинская.
Так или иначе, в одной комнате могут встретиться и поговорить опытный инвестор с начинающим предпринимателем. "При этом не будет никакого отторжения, так как оба прошли некий “фильтр” и попали в “клуб”. Пару дней назад случайно попал в комнату, где компании по очереди питчились перед Николаем Давыдовым (сооснователь венчурного фонда Gagarin Capital. — Ред.) и другими инвесторами, а он в прямом эфире давал обратную связь. При этом в комнате было 800+ участников. Сложно себе такое представить на какой–нибудь офлайн–конференции", — отмечает руководитель скаутинга ФРИИ Михаил Шатров.
Не без перспектив
Эксперты спорят о том, насколько платформа может быть успешной в дальнейшем. Напрашиваются сравнения с другими приложениями для коммуникации. Например, с Discord, который имеет даже более широкий набор функций (это и социальная сеть, и сервис для аудио– и видеоконференций), но при этом не стал таким востребованным. Дело в том, что при создании ИТ–продукта важно не насобирать все возможные функции в одно приложение: это может путать и сбивать пользователя, считает Сергей Горбунов. Именно узкий фокус и позиционирование есть ключевой фактор успеха.
Фокус на аудио и приход на площадку крупного бизнеса могут спровоцировать спрос на аудиомаркетинг, который может быть реализован с помощью корпоративных диджитал–аватаров с узнаваемыми, кастомизированными под клиента бизнес–голосами.
"Технологически возможна интеграция, которая позволит подключить речевую аналитику, помогая, к примеру, брендам реагировать на отклики, но на данном этапе это противоречит terms of service социальной сети", — замечает Дмитрий Дырмовский, генеральный директор группы компаний "ЦРТ".
История интернета знает много громких запусков и ажиотажа вокруг социальных сетей. Можно вспомнить давно закрытый Google+, в который все искали инвайты. Алексей Сидорин полагает, что, когда отгремит хайп приложения, оно займёт свою законную нишу на рынке контента и подкастов и, возможно, станет площадкой для открытого диалога между клиентами и компаниями.