Справиться с вызовами кризисного года главам компаний помогли уникальные черты женского характера.
В кризисный 2020 год руководителям компаний приходилось быстро реагировать на меняющуюся реальность и принимать порой очень тяжёлые и непопулярные решения. При этом бизнес–леди Петербурга отмечают, что именно хорошо развитая женская интуиция, а также стремление к безопасности помогли им сохранить своё дело. Хотя без потерь, конечно, не обошлось.
По количеству женщин–руководителей в бизнесе Россия обгоняет общемировые показатели более чем в 4 раза. В исследовании Grant Thornton International отмечается, что за последние 15 лет доля женщин–руководителей в мире увеличилась с 10 до 29%.
Наименьшее число женщин–начальников было зафиксировано среди коммерческих (17%) и IT–директоров (16%), наибольшее — среди финансовых (30%) и HR–директоров (40%). Правда, в Петербурге топ–менеджеров среди женщин не так много. Ранее в "ДП" подсчитали, что из 330 компаний Петербурга и Ленобласти, чья выручка превысила 5 млрд рублей, лишь в 40 ключевыми руководителями числятся женщины.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Влиятельные женщины Петербурга — 2021
Инь и ян
Директор Estel beauty shop Наталья Скатова считает, что мужской и женский стили управления бизнесом отличаются друг от друга. "В целом мужскому стилю в большей степени свойственны такие черты, как структурированность и планирование. Как правило, мужчины менее склонны к оперативным переменам, держат определённую дистанцию с подчинёнными, больше доверяют собственному опыту. В то время как женщина–руководитель зачастую выстраивает тесные отношения с командой, чаще доверяет мнению подчинённых, мотивирует их и создаёт командную атмосферу", — отмечает она. Скатова добавляет, что женщина более гибко подходит к бизнес–процессам и психологически практически всегда готова к переменам.
Генеральный директор гостиницы "Адмиралтейская" Ольга Киселёва замечает, что в стабильных экономических условиях руководитель–мужчина чаще добивается заметных успехов благодаря своей готовности идти на риски ради достижения результатов.
"Но, когда всё рушится, стабильности нет и все планы, направленные на достижение цели, включая запасные, летят в тартарары, мужчине нужна новая цель, новый план. А для плана нужен анализ, и для этого всего нужно время. Женщина же изначально готова к нестабильной ситуации, потому как её главный приоритет, её цель — безопасность и сохранение бизнеса. У неё в голове уже есть множество вариантов по сохранению своего детища, остаётся дело за малым — выбрать наиболее подходящий, определить подцели и действовать", — считает Киселёва.
Победы и поражения
К сожалению, не у всех получилось сохранить бизнес в этом году. Например, в 2020–м перестала существовать петербургская сеть "Оптоклуб Ряды", генеральным директором которой была Елена Стрельцова. Другая местная сеть — "Лэнд", во главе которой стоит Олеся Мальцева, сократила количество магазинов в 2 раза.
Совладелец холдинга "Север–Метрополь" Елена Шевченко отмечает, что они в компании решили не останавливаться в развитии и старались сохранить команду. Для этого потребовалось провести санацию бизнеса.
"Объекты, которые работали без прибыли, а мы надеялись, что они начнут зарабатывать через 1–2 года, пришлось закрыть. Стало понятно, что этот кризис надолго. Но зато открыли новые объекты в тех местах, где и в кризис они могут приносить прибыль. В этом году практически не было туристического сезона, и, как следствие, провалился наш гостиничный и ресторанный бизнес. Пришлось приостановить экспансию в Москве. Но за счёт стратегии расширения франчайзинговой сети завод “Север–Метрополь” в итоге вышел в плюс к прошлогоднему обороту", — рассказывает Шевченко.
В связи с пандемией этот год внёс свои очевидные коррективы и в работу салонов красоты. Как, впрочем, и во многие другие индустрии сферы обслуживания. Наталья Скатова подчёркивает, что многие компании ушли в онлайн. Кто–то был вынужден временно свернуть бизнес или сократить количество торговых точек. В Estel в этот непростой год, напротив, приняли решение о запуске и развитии собственной розничной сети.
"Бесценный опыт выживания" — так характеризует коронакризисный год Ольга Киселёва. Разумеется, гостиница "Адмиралтейская" тоже потерпела убытки, так как долгое время отели Петербурга стояли почти пустыми. Приходилось даже на время консервировать часть номерного фонда.
"В выработке стратегии я исходила из заданных самой себе вопросов: “А что если так теперь будет всегда? Что если эти новые условия теперь будут постоянными? Что я буду делать?” Из ответов и было сформулировано практическое руководство к действию", — отмечает руководительница.
Самое удивительное в том, что женщины–руководители при принятии сложных решений отваживаются полагаться не на строгие расчёты, а на более тонкие материи. "В кризис многим бизнес–леди, особенно с большим опытом деятельности, помогает такое свойство, как интуиция, которая является проявлением многогранного жизненного опыта. И решения, основанные на интуиции, часто оказываются верными", — подчёркивает генеральный директор PGR Agency Анастасия Бастрыкина.
Кризисы прошлых лет наглядно показывают, что женщины во главе бизнеса быстрее адаптируются к изменениям. Они готовы, если требуется, стремительно поменять планы, сохранив при этом главное, но избавившись от второстепенного.