Минувший пандемийный год не задел страховой рынок. Сокращение на 29% количества заключённых договоров по Петербургу страховщики компенсировали повышением средней стоимости полиса почти в 1,5 раза. Это помогло показать прирост рынка по премиям на 3,5% (против 0,1% по итогам 2019 года) и зародило осторожный оптимизм: если уж в ковидный год удалось не упасть, дальше должно быть лучше.
Рынок страховых сборов в Петербурге вырос на 4,3 млрд, до 128 млрд рублей. Общее число договоров снизилось на 2,45 млн штук. Наиболее ощутимо коронавирусные ограничения ударили по страхованию выезжающих за рубеж, рухнули и продажи полисов "зелёная карта". Бизнесу будет трудно расти, пока не откроются границы.
Обеспечить прирост показателей удорожанием страховок в 2021–2022 годах вряд ли получится: кто–то начнёт демпинговать.
Другой проблемой рынка могут стать убытки из–за резкого увеличения выплат. В прошлом году, например, во II квартале упали страховые выплаты по ДТП и угонам: автомобилисты сидели по домам. После они вернулись на дороги, и расходы страховщиков стали расти. В целом страховые выплаты в Петербурге увеличились на 12% и достигли 66,6 млрд рублей, или 52% сборов. Годом раньше объём выплат составлял 59,4 млрд рублей, или 45% сборов.
На выручку страховщикам пришли банки: при бурном росте ипотечного кредитования, показавшем по итогам года расширение более чем на 20%, удаётся поддерживать высокие объёмы связанных с ним страховок. Но что будет, когда льготную ипотеку отменят, а заёмщики станут грамотнее и начнут экономить на необязательном страховании от несчастных случаев?
Страховщики попытаются перераспределить риски, придумывая новые продукты. Страхователям же придётся задуматься над возрастающим риском отказов от выплат.
По данным ЦБ РФ, на страховом рынке Петербурга на конец декабря 2020 года работало 88 компаний. В январе 2020 года общее количество игроков достигало 99, на ушедших приходилось около 5% рынка. Громких отзывов лицензий тем не менее не было: страховое общество "Сургутнефтегаз", например, было присоединено к ГСК "Югория", выпав тем самым из статистики. Аналогичная ситуация произошла и с двумя компаниями, проданными банком ВТБ "СОГАЗу", — отсюда и сокращение количества при фактическом перераспределении портфелей. Кроме того, есть примеры, когда из–за специфики отчётности страховщиков премии, собранные в Петербурге, ЦБ РФ считает как полученные московскими головными офисами, как это происходит, в частности, с "Уралсиб страхованием".
Консолидация активов
Изменения в структуре собственников страховщиков происходят на фоне близящейся к завершению в январе будущего года реформе, затеянной Банком России. Регулятор дал 3 года на планомерное увеличение капитала компаний: в зависимости от вида лицензии страховщики жизни должны увеличить его до 450 млн рублей, перестраховщики — до 600 млн, остальные — до 300 млн. Все местные участники рынка, за исключением страховой компании "Двадцать первый век", с запасом исполнили требования: кто–то сумел изыскать деньги из нераспределённой прибыли, кто–то предпочёл продать бизнес. Для СК "Двадцать первый век"", в которой 5% принадлежит Андрею Молчанову (№ 13 в Рейтинге миллиардеров "ДП"), сложности с повышением капитала за оставшиеся 9 месяцев до обозначенного срока маловероятны.
В минувшем году два местных страховщика перешли в иногородние руки: "Либерти страхование" приобретено костромским Совкомбанком с последующим присвоением имени нового собственника. Страховое общество "Помощь" перешло под контроль группы "Регион" (она же владеет ГСК "Югория"). Компаний с петербургскими владельцами в реестрах ЦБ РФ осталось всего 12.
В начале года связанные с Альфа–Банком компании заявили о подаче ходатайства в ФАС РФ о покупке местного игрока рынка ОМС, "Капитал полис–Мед" (занимает долю 6%). В августе 2020 года аналогичную попытку предприняло и московское "Макс–М" (на петербургском рынке ОМС занимает 10%). Оба предложения ФАС РФ одобрила, однако смена собственников в компании так до сих пор и не произошла: ею по–прежнему владеет универсальный страховщик "Капитал полис".