Фестиваль Red Bull Jump & Freeze переехал на курорт "Игора". Теперь в Коробицыно планируют провести свой собственный. Эксперты объяснили "ДП", как запатентовать такое мероприятие, чтобы никто другой не мог его организовать.
Уже долгое время существует популярный среди любителей зимнего отдыха фестиваль–аквашоу, который с появлением среди его партнёров компании Red Bull получил название Red Bull Jump & Freeze. Более 15 лет на горнолыжном курорте "Снежный" (Коробицыно) участники в костюмах прыгали с трамплина в бассейн, вырытый прямо в снегу. Судьи оценивали прыжок, костюм, общее впечатление. Спортсмены демонстрировали буйство фантазии: от "Падения рубля" до прыжка реальных жениха с невестой, решивших разбавить свою свадебную церемонию толикой адреналина.
Для "Снежного" это было прежде всего имиджевое мероприятие, которое привлекало дополнительное внимание к самой площадке. Однако в этом году фестиваль сменил дислокацию: переехал на другой горнолыжный курорт — "Игора" (Приозерский район Ленобласти).
Представитель курорта "Игора" отметил, что этот фестиваль проходит во многих городах России, постоянно совершенствуется и использует новые локации, которые открывают больше возможностей для зрителей и участников, а значит, и для развития проекта.
"10–й, юбилейный Red Bull Jump & Freeze — костюмированный фестиваль для сноубордистов и лыжников. В этом году в программе фестиваля планируются новые номинации от партнёров и различные активности на территории курорта", — добавили в "Игоре". В свою очередь представители курорта "Снежный" также пообещали провести собственный зимний фестиваль.
Скучный вопрос
Сегодня различные фестивали приобретают всё большую популярность: если идея удачно выстреливает, то проект становится традиционным. Только в Петербурге можно вспомнить порядка десяти различных мероприятий, к примеру фестиваль корюшки. При этом популярный проект неизбежно переживает несколько этапов взросления и в итоге приходит к необходимости монетизации. И в этом случае возникает резонный вопрос из скучной юридической плоскости: а можно ли оформить авторское право на фестиваль, чтобы конкуренты не могли его повторить?
Как оказалось, на сам фестиваль зарегистрировать авторское право невозможно: идеи не защищаются. Однако попытки защитить сценарий фестиваля предпринимались, обращает внимание Вера Зотова, юрист практики "Интеллектуальная собственность и информационные технологии" петербургского офиса юркомпании "Борениус". В мае 2014 года Мосгорсуд рассмотрел иск к Минспорту о запрете проведения ежегодного фестиваля "Кавказские игры". По мнению автора идеи Исраила Арсамакова, при проведении этого фестиваля ответчик нарушил разработанный им сценарий.
Суд признал, что сам по себе сценарий может охраняться (он был зарегистрирован в Российском авторском обществе). Но вместе с тем отметил, что идеи и концепции, так же как и методы решения организационных задач, не охраняются авторским правом. Таким образом, за Минспортом было признано право на проведение подобного фестиваля.
Держаться за бренд
Впрочем, есть элементы, которые, как говорят эксперты, не только можно, но и нужно защищать. "Пожалуй, самое главное, что подлежит защите, — это название фестиваля, которое следует регистрировать в качестве товарного знака", — считает Анастасия Кузнецова, партнёр юрфирмы CLAIMS.
Один из ярких примеров — защита названия музыкального фестиваля Coachella (США). Организатор не просто зарегистрировал товарный знак с названием, но и активно использует его в судах. Например, в споре против бренда одежды Urban Outfitters, который без согласия правообладателя выпустил тематическую линейку одежды.
Впрочем, организаторы пошли ещё дальше. Они защищают элемент названия –chella и блокируют его использование другими мероприятиями. Так, например, в результате заключённого мирового соглашения с фестивалем Filmchella он был переименован в Abbot Kinney Fantastic Film Festival.
Народные мастера
Подобная практика широко распространена и в России. "Среди отечественных фестивалей с зарегистрированными товарными знаками можно выделить, например, Всероссийский летний фестиваль народных мастеров и художников “Палитра ремёсел” (товарный знак РФ № 755047), который проводится в Саратовской области с 2018 года, и “Гринландия” (товарный знак РФ № 678902) — всероссийский фестиваль авторской песни, который с 1986 года проходит неподалёку от Кирова", — перечисляет Вера Зотова.
Кроме названия закон может охранять некоторые предметы и художественные произведения, используемые или продаваемые в рамках фестиваля в качестве промышленных образцов, товарных знаков, объектов авторского права. Например, внешний вид товаров и изделий, представленных на фестивале, логотип фестиваля, напечатанный на плакатах, футболках и т. д., товары с атрибутикой (браслеты, сумки, зонты и т. д.) и ремесленные изделия.
Защищённый товарный знак — это способ монетизировать фестиваль и выбирать партнёров и спонсоров, заключая с ними, например, лицензионные договоры, а также гарантия защиты от киберсквоттеров и мошеннических сайтов по продаже билетов, резюмирует Анастасия Кузнецова.