Экс–глава комитета по инвестициям Смольного Ирина Бабюк войдёт в советы директоров ряда предприятий ОСК. На Пролетарском заводе она планирует провести оптимизацию производства. Это может означать частичный редевелопмент промзоны с видом на Неву.
Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) предложила кандидатуру Ирины Бабюк в советы директоров ПАО "Пролетарский завод" и ПАО СЗ "Северная верфь". Её должны будут утвердить на годовых собраниях акционеров предприятий. Решения собраний предсказуемы, так как ОСК является контролирующим акционером в обеих компаниях.
Ирина Бабюк возглавляла комитет по инвестициям Петербурга при губернаторе Георгии Полтавченко. Вскоре после того, как последний был назначен председателем совета директоров ОСК, Ирина Бабюк также перешла в корпорацию. В январе 2021 года её назначили директором Департамента имущественных прав ОСК.
"В её сферу ответственности входит управление недвижимым имуществом и правами на результаты интеллектуальной деятельности — как ОСК, так и ДЗО (дочерних и зависимых обществ. — Ред.), — пояснили в пресс–службе ОСК. — В соответствии с положением о порядке участия в управлении обществами Группы ОСК, директор департамента может представлять интересы ОСК в советах директоров предприятий".
Именно по этим двум направлениям Ирина Бабюк и будет работать на Пролетарском заводе и Северной верфи, уточнили в пресс–службе. Ранее её уже включили в советы директоров ПАО "Красное Сормово", ПАО "Амурский судостроительный завод" и АО "Хабаровский судостроительный завод".
"На данный момент есть ряд имущественных вопросов, которые необходимо решать в ближайшее время на этих предприятиях", — сообщила "Деловому Петербургу" сама Ирина Бабюк. По её словам, членство в советах директоров позволит принимать решения более оперативно.
"Пролетарская" оптимизация
На Пролетарском заводе, по словам Ирины Бабюк, необходимо решать вопросы с регистрацией имущественных прав на объекты недвижимости, а также с содержанием объектов культурного наследия. На территории предприятия расположен выявленный памятник "Комплекс построек Александровского чугунолитейного завода". В 2018 году компанию штрафовали за его ненадлежащее содержание. Также известно, что часть производственных зданий находились в собственности отдельных юрлиц и Пролетарский завод был вынужден их арендовать.
"В целом, я думаю, мы будем анализировать площадку, возможно, для оптимизации производственной деятельности, — продолжает Ирина Бабюк. — Сейчас необходимо провести полную инвентаризацию имущества, посмотреть, насколько эффективно сейчас, исходя из производственных задач, завод распоряжается имуществом, а потом будут сделаны какие–то выводы".
Как правило, оптимизация старых промплощадок (а Пролетарский завод ведёт свою историю с 1826 года) сопровождается их частичным освобождением от устаревших цехов с последующей коммерческой застройкой этой территории. Например, о таком проекте заявили в прошлом году владельцы петербургского аккумуляторного завода "Ригель". Ранее завод "Светлана" застроил жильём две трети своей территории.
Активно идёт процесс редевелопмента и неподалёку от Пролетарского завода. Так, территорию бывшей пивоварни "Вена" застроил жильёмSetl Group.
"Территория Пролетарского завода всегда рассматривалась для редевелопмента, но не выставлялась публично в активную фазу, — говорит вице–президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина. — Скорее всего, это было связано с внутренними вопросами самого завода, с желаниями собственника (или с их отсутствием) или с какими–либо другими финансовыми обязательствами. Сама территория, безусловно, интересна девелоперам, особенно для строительства там жилья — рядом набережная Невы, можно построить квартиры с видом на воду".
По её оценке, общая стоимость территории предприятия, превышающей 300 тыс. м2, может доходить до 10 млрд рублей. "Я думаю, что таких денег в наличии у застройщиков сейчас нет. Скорее всего, будет рассматриваться некая схема оплаты участка "квадратными метрами" в уже построенных зданиях", — отмечает Ольга Шарыгина.
Место для "Лидера"
Что касается Северной верфи, то логично ожидать её развития по профильному виду деятельности. На предприятии ведётся масштабная модернизация, по итогам которой Северная верфь должна получить возможность строительства крупных военных кораблей. Речь идёт, в частности, о перспективном проекте эсминца "Лидер". В прошлом году предприятие подписало контракт на 7,8 млрд рублей, предусматривающий строительство новых производственных мощностей.
"Что касается Северной верфи, то ситуация здесь принципиально отличается от ситуации Пролетарского завода, потому что на Северную верфь делаются ставки в развитии нового судостроительного производства. Именно на территории Северной верфи ведётся строительство супердока для эсминцев новых проектов. Вложены десятки миллиардов рублей, и, скорее всего, эта территория останется за судостроительным предприятием и не будет подвергаться редевелопменту, потому что для судостроителей важно иметь возможности полностью управлять собственной территорией. Если у них останется только новая верфь, они могут столкнуться с логистическими проблемами, которые в своё время вытеснили из центра города некоторые крупные предприятия. А задачей представителя ОСК будет отслеживание процессов, которые происходят в обществе, в том числе внесение залогов при привлечении заёмных средств банков, для того чтобы не допустить каких–то неконтролируемых процессов, при которых ОСК могла бы утратить часть активов", — комментирует начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский.
Северную верфь и Пролетарский завод объединяет и то, что в 2020 году ОСК осуществила в эти два предприятия рекордные инвестиции, которые могли превысить 20 млрд рублей.