Петербург сохранил за собой второе место в рейтинге качества городской среды, который, в частности, служит для оценки региональных властей. Составители рейтинга посчитали, что лучше всего в городе обстоит дело с дорогами. Ещё больше странностей обнаружили местные жители в индексах городов Ленобласти.
Минстрой и ДОМ.РФ представили данные индекса качества городской среды за 2020 год для 1116 российских городов. Он рассчитывается с 2018 года на основе комплексных показателей и является частью нацпроекта "Жилье и городская среда". А поскольку реализация нацпроектов — один из важных критериев оценки региональных властей, в каждом городе уделяют этому индексу особое внимание. Более, того президентом поставлена задача к 2030 году увеличить общую благоустроенность российских городов в полтора раза.
В итоге за три года средний балл по всем городам страны вырос с 163 до 177 при максимальной оценке 360 баллов. "Несмотря на то, что прошлый год был в борьбе с пандемией, мы всё-таки качество городской среды не потеряли. И мы даже показатель запланированный превысили на 4%", — заявил в пятницу, 2 апреля, вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Что за показатель был запланирован, он не уточнил.
У правительства Петербурга повода для беспокойства нет — Северная столица все эти годы стабильно занимает второе место после Москвы, причём за 2020 год его оценка выросла с 243 до 249 баллов. Однако внимательное изучение того, как и за что оценивали город, вызывает некоторое удивление.
Отличники и дороги
Наивысший балл (49 из 60 возможных) Петербург получил за улично-дорожную сеть. При расчёте этого индекса учитывался очень пёстрый набор факторов: доля погибших в ДТП, загруженность дорог, индекс пешеходной доступности, доля улиц, имеющих ливневую канализацию, доступность городской среды для инвалидов, количество улиц с развитой сферой услуг.
Такая оценка может вызвать удивление многих водителей. Более того, профильные комитеты Смольного никогда не скрывали, что в последние годы лишь две трети всех городских дорог находятся в нормативном состоянии, и без значительного увеличения финансирования дорожной отрасли изменить ситуацию невозможно. Городские власти неоднократно запрашивали на это дополнительные средства на федеральном уровне.
"Именно транспортную политику города и транспортно-дорожную ситуацию индекс оценивает в меньшей степени и в большей степени рассматривает улично-дорожную сеть, как часть городского пространства для людей", — ответила управляющий директор КБ "Стрелка", участвовавшего в расчете индексов, Анастасия Щербакова на вопрос "Делового Петербурга", каким образом город получил за дороги столь высокий балл.
"За последнее время качество дорог в Санкт-Петербурге улучшилось, но достаточно ли их? Конечно нет. Стремиться к лучшему всегда можно. Я считаю что этот индекс — может быть какой-нибудь аванс на будущее", — прокомментировал председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.
Также из 60 возможных Петербург получил 42 балла за общегородское пространство, 41 балл за озеленение, 40 — за жильё и прилегающие пространства, 39 — за социально-досуговую и 38 — за общественно-деловую инфраструктуру.
Между тем, осенью прошлого года комитет по благоустройству сообщал, что программа посадки растений в 2020 году из-за секвестирования бюджета была сокращена на 21% по деревьям и на 40% — по кустарникам. Петербургские экологи постоянно говорят о нехватке в городе зеленых зон.
Что же касается общего восприятия горожанами благоустроенности Петербурга, то опрос на эту тему проводил по итогам 2020 года ГУП "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр". На вопрос "Как Вы оцениваете уровень благоустройства среды проживания в Санкт-Петербурге, то есть обеспеченность такими объектами как фонтаны, общественные туалеты, детские площадки, а также озеленение и цветочное оформление?", 63% респондентов ответили "положительно" и 35,4% — "отрицательно". То есть более трети жителей недовольны качеством городской среды.
По соседству
Ленинградская область получила средний балл 192 из 360 возможных. При этом отдельные рейтинги были составлены для большинства городов региона, и часть из них оказались городами с неблагоприятной средой. Это те населённые пункты, которые набрали не больше 180 баллов. Среди них: Всеволожск, Мурино, Сосновый Бор, Нарва и другие. При этом Кудрово и Сертолово барьер "благоприятности" преодолели.
Эти оценки удивили местных активистов. Член Общественной палаты Ленобласти Виктория Шапиро говорит, что не поставила бы Кудрово выше средней оценки за дороги, а также деловую и досуговую инфраструктуру. При этом, жильё она оценивает высоко.
"Вполне вероятно, что в параметр "Озеленение" посчитали обширные земли Минобороны (танковые полигоны, военные части), которым уже много лет прочат перевод под жилую застройку, но те пока держатся", — рассказывает житель Сертолово Михаил Немировский. "Высокий балл поставлен и за общегородское пространство, — продолжает он. — По всей видимости, Минстрой учел два проекта — центральную площадь с фонтаном, но пустую без каких-либо рекреационных функций. И попавшее в скандальные сводки благоустройство аллеи "Философия красок", на котором поспешно освоили более 10 млн бюджетных средств. А снимать балл в этой категории можно за расположенный на въезде в город палаточно-ларёчный рынок, словно замороженный с начала 2000-х".
"Я бы поставила высокую оценку только улично-дорожной сети, остальное — по нулям, — говорит проживающая в Мурино журналист Екатерина Краева. — Какие озеленённые пространства, если здесь очень мало деревьев? Социально-досуговой инфраструктуры вообще нет, откуда там какие-то балы?"