Кто–то полагается на личные велосипеды курьеров, кто–то берёт в лизинг автомобили.
Чем быстрее растёт спрос на доставку готовой еды и продуктов, тем более серьёзные требования предъявляются к организации логистики и гарантии скорости обслуживания. В пандемию решать эти проблемы компаниям приходилось в экстренном порядке. Даже сервисы такси и кикшеринга в отсутствие клиентов помогали с доставкой, предлагая свои услуги на льготных условиях. Сейчас сформировалось несколько подходов к решению транспортных проблем. Выбрать есть из чего — главное, чтобы хватало кадров.
По данным hh.ru, с начала этого года петербургские работодатели разместили более 2 тыс. вакансий для курьеров, что на 42% больше, чем в начале 2020 года.
Освободите тротуар
Директор по маркетингу "СберАвтопарка" Марат Абдуллин подчёркивает, что самая распространённая модель для компаний по доставке готовой еды — работа с пешими курьерами, которые могут пользоваться как общественными видами транспорта, так и собственными.
"Компании, которые доставляют продукты питания, не могут обойтись без транспорта. Поэтому они либо сами приобретают автомобили, либо компенсируют курьерам расходы за использование личного транспорта", — дополняет он.
Руководитель пресс–службы hh.ru по Северо–Западу Мария Бузунова рассказала "ДП", что меньше всего открыто вакансий на данный момент для курьеров на велосипеде (5% от общего числа вакансий в городе в этой сфере). Причём только в нескольких десятках вакансий компании указали, что готовы предоставить работникам служебный велосипед или самокат.
Доля вакансий для курьеров с личным автомобилем в Петербурге составляет 39% от всех предложений в данной сфере и является одной из самых популярных у работодателей. "Чаще всего подобные вакансии размещают компании из ресторанно–гостиничного бизнеса, компании, занимающиеся перевозками и логистикой, поставками промышленного оборудования и комплектующих", — говорит Бузунова.
Проблема обеспечения транспортом пеших курьеров чаще всего лежит на их собственных плечах. Например, в Delivery Club рассказали, что курьер самостоятельно решает, как именно он будет доставлять еду — пешком, на велосипеде или на самокате. "Как правило, использование двухколёсного транспорта позволяет выполнить больше заказов и больше заработать, поэтому многие курьеры выбирают его", — отмечают в компании. При этом компания договаривается о скидках с веломагазинами, cервисами и службами проката и обучает курьеров правилам безопасного передвижения в городе.
Директор по персоналу онлайн–ретейлера "Самокат" Сергей Дубинников рассказал, что у них преобладает велосипедная и пешая доставка. Курьеры доставляют заказы в дома ближайшего квартала. В отдельных населённых пунктах Московской и Ленинградской областей доставка осуществляется на автомобилях. Транспорт курьерам искать не приходится — велосипеды и электровелосипеды предоставляют компании–партнёры.
Совладелец сети кафе Pita`s Александр Крылов подчёркивает: чтобы сделать собственную доставку, надо вложить много средств и сил. По затратам это сравнимо с той комиссией, которую заведения платят приложениям–агрегаторам.
"Сейчас мы отказались от собственной доставки в том виде, который был изначально (с отдельным человеком на смене, который только развозил заказы), и получаем заказы через “Яндекс”, — говорит предприниматель. — Когда звонят через наш сайт, мы отправляем заказ, если не сильно загружены, своими силами (сами официанты пешком относят заказ), либо, если это далеко или неудобно, отвозим через “Яндекс.Такси”".
Трицикл или машина?
Сервисы доставки товаров повседневного спроса экспериментируют с разными способами доставки. Курьеры igooods доставляют заказы на личных автомобилях. Иметь служебный автопарк для компании невыгодно.
"Мы выбрали такую модель после эксперимента с трициклами, которые сейчас уже практически не используем. Несколько трициклов осталось только в центре Петербурга, где традиционно много пробок, и в паре закрытых районов", — поясняют там.
Изначально выбор в пользу трициклов был сделан за счёт экологичности этого вида транспорта. Но уже во время эксплуатации выяснилось, что из–за габаритов можно было увезти всего один–два небольших заказа.
"Расходы на трицикл не заканчивались покупкой, — говорят в пресс–службе igooods. — Мы дорабатывали кузов, меняли детали на более надёжные, докупали аккумуляторы, из–за чего стоимость устройства увеличивалась почти втрое".
Сейчас около 10% автомобилей, на которых доставляют продукты курьеры igooods, брендированы. Машины разные, и делать для них индивидуальные наклейки дорого, особенно учитывая ротацию сотрудников и автомобилей.
Сервис "Утконос Онлайн" имеет собственный парк из 650 брендированных автомобилей, которые осуществляют доставку в Москве и Петербурге. Директор по доставке "Утконос Онлайн" Сергей Сергеев говорит, что они не планируют осуществлять доставку иным видом транспорта, это связано как с удалённостью фулфилмент–центров, так и с большим весом заказов.
Марат Абдуллин отмечает, что за последнее время на рынке появилась новая модель транспортной мобильности — операционный лизинг. "Это долгосрочная аренда транспорта с полным сервисом, включено всё самое необходимое для автомобиля (шинный сервис, полное обслуживание автомобиля, техосмотр, помощь на дороге в режиме одного окна 24/7), кроме топлива, моек и парковок", — рассказывает Абдуллин.
Пока услуга лизинга не очень востребована, но имеет определённые перспективы для развития.