Ассоциация туроператоров России (АТОР) сообщила со ссылкой на данные туристических компаний, что с нынешним темпом спроса на туры с кешбэком их предложение на рынке прекратится уже к концу апреля. Туроператоры призывают увеличить бюджет программы, чтобы все желающие могли воспользоваться услугой до конца срока акции, которая заканчивается в середине июня.
Опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты сомневаются в справедливости этого утверждения. Весь спрос на туры сейчас отложенный, да и сама акция длится пока всего пару недель. Возможно, туроператоры переоценивают ситуацию.
"Все ждали кешбэка"
Третий этап туристического кешбэка стартовал 18 марта. Действует программа до 15 июня, при этом отправиться по ней в поездку необходимо до 30 июня. Как и предыдущие этапы, кешбэк составляет 20% от стоимости путешествия при его оплате картой "Мир". О повышенном спросе на туры с кешбэком заявили операторы "АЛЕАН", TUI Россия, ANEX Tour, "Русский Экспресс", "Мостурфлот" и "Дельфин".
На самый первый этап программы было выделено 15 млрд рублей, но потрачено только 1,2 млрд. Продажи во время третьего этапа кешбэка увеличились в несколько раз, и если эти темпы сохранятся, утверждают компании, то запланированных туров в рамках программы на всех не хватит. Некоторые туроператоры отметили, что в первую неделю акции спрос на туры вырос на 30%. На этой почве туроператоры намерены просить Ростуризм увеличить выделенную на программу сумму. Напомним, что она составляет около 2 млрд рублей. По данным АТОР, всего за 12 дней программы была израсходована уже треть этой суммы. Услугой воспользовалось около 200 тыс. россиян, которым вернулось 712 млн рублей. Объём продаж туров с 18 по 30 марта составил почти 4 млрд рублей.
Представитель Лиги туроператоров Петербурга Кирилл Соколов говорит, что столь высокий спрос — отложенный: "В январе, феврале и первой половине марта продаж не было вообще. Естественно, все ждали кешбэка. Повышенный интерес к кешбэку последних 2 недель — это отложенный спрос последних 2 месяцев".
Темпы продаж очень высокие, поэтому он считает, что дефицит туров вполне реален. Теперь всё зависит от того, выделит ли правительство новый бюджет: "Треть суммы уже потрачена. Если темпы сохранятся, то бюджет действительно исчерпается через 4 недели, то есть примерно к концу апреля".
Лига туроператоров занимается исключительно приёмом гостей в Северной столице. По словам Соколова, почти все туроператоры, входящие в эту ассоциацию, распространяют туры по программам кешбэка. Согласно сайту лиги, в неё входят 35 компаний, среди них: "БОН Тур", "Петротур", "Тари Тур", "ВТ-Сервис", "Арт-тревел" и многие другие.
"Аншлага нет"
Директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристической индустрии (РСТ)Екатерина Шадская подтверждает: спрос на третьем этапе действительно очень высокий, но оценивает перспективы программы она довольно осторожно. Кешбэк стартовал всего пару недель назад, и спрос может ещё упасть: "Важно отметить, что туры-то останутся, просто выделено определённое финансирование. Закончится оно — не будет и туров. Но интерес у людей действительно очень и очень большой".
Эксперт подчёркивает, что правительство задумалось над тем, чтобы распространить программу кешбэка ещё и на детский отдых на более поздний летний период. Действительно, в начале февраля с подобной инициативой выступил Ростуризм. Уже в конце марта ввести кешбэк на путёвки в детские лагеря предложила партия "Единая Россия". Также было предложено включить детский отдых в число пострадавших от коронавируса отраслей. По мнению Екатерины Шадской, это может полностью изменить расклад по финансированию обычного кешбэка.
"Я сомневаюсь, что будет выделено дополнительное финансирование третьего этапа кешбэка, потому что правительство направит средства на детский отдых", — добавила собеседница "ДП".
Ирина Семенова, директор Ассоциации по промышленному туризму, ставит под сомнение заявления о высоком спросе: "Первый этап прошёл очень вяло, второй — более активно, а на третьем этапе люди распробовали и решили этим воспользоваться. Тем не менее я не думаю, что у нас есть такой большой объём желающих отдохнуть по кешбэку. Поэтому мне кажется, что выделенной правительством суммы для туроператоров хватит до 15 июня".
Сейчас эксперт не видит настолько глобального бронирования гостиниц и пакетных туров в Петербурге. "Бешеного аншлага и ажиотажа нет, и, когда они наступят и наступят ли, никто не знает. Ситуация зависит от платёжеспособности населения и уровня безопасности. Петербург всё ещё находится в лидерах по количеству заражённых коронавирусом. Ещё не все привились и не все переболели, а многие боятся заразиться. Хотя сейчас, перемещаясь по России, я вижу довольно плотно заполненные самолёты и поезда", — заключила она.
Однако Петербург — достаточно популярное направление, добавляет она. Наибольшее количество туристов приезжают именно индивидуально, а не через туроператоров. По мнению Семеновой, связано это с тем, что кешбэк можно получить на проживание в гостиницах от двух суток, а это очень удобно для поездок на выходные.
Также эксперт считает, что Петербург может войти в топ-10 или даже топ-5 городов по популярности среди туристов, воспользовавшихся кешбэком: "В первую очередь люди будут выбирать регионы потеплее: Краснодарский край, особенно Сочи, и Крым. В меньшем количестве будут популярны разрекламированные Алтай и Байкал. Петербург хорош тем, что в этот город удобно приезжать на выходные, особенно для туристов из близлежащих регионов. У нас достаточно хорошо развита транспортная инфраструктура — есть аэропорт (и плюс есть достаточно дешёвые билеты авиакомпании "Победа"), есть "Сапсан" и другие регулярные поезда. Поездка в Петербург выйдет, таким образом, довольно дешёвой. Однозначно у нас большое количество туристов, приезжающих из Москвы. Кроме того, в Петербурге проходит достаточно много деловых мероприятий, и кто-то, возможно, захочет совместить культурную и деловую программы, воспользовавшись кешбэком".