Путина корюшки начнётся совсем скоро, с 15 апреля. Тем временем вопросы с распределением точек сбыта, правилами установки орудий лова и компенсацией рыбакам топливных затрат не решены.
В начале текущей недели стало известно, что правительство РФ в 2021 году намерено предоставить рыболовам субсидии на частичную компенсацию топливных затрат. Правда, это решение коснётся только тех рыбаков, которые ведут промысел в удалённых районах. Между тем предприятия, работающие на Балтике и Ладоге и поставляющие свежую рыбу на прилавки Петербурга, отмечают, что и им такая мера была бы очень кстати.
"Во время путины на топливо в одной лодке уходит 1500–2000 рублей в сутки. У нас, например, таких лодок 11, также есть автомобиль, на котором перевозят рыбу. В сумме за сутки мы тратим порядка 40 тыс. рублей только на топливо", — приводит расчёты директор ООО "Рыболовецкая компания Балтика" Станислав Агеев. Он отдельно подчёркивает, что субсидировать такие расходы будут крупным компаниям. Небольшим предприятиям придётся справляться самим.
Впрочем, некоторые опрошенные "ДП" эксперты считают, что в такой деятельности, как торговля корюшкой, важны не столько субсидии, сколько возможность нормального доступа на рынок. Лучший конкурентный способ — специализированные торги, в которых могли бы участвовать только производители.
Список проблем отрасли на этом не заканчивается. Ещё один актуальный вопрос — пункт Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, согласно которому ставные орудия лова можно устанавливать на расстоянии не менее 100 м друг от друга. По словам рыбаков, раньше корюшковые мерёжи в эту категорию не попадали. Однако в конце путины 2020 года руководство СЗТУ Росрыболовства изменило подход.
"Например, на реке Волхов из 100% мерёжей, которые рыбаки ставят регулярно, останется порядка 15%. При таких условиях объёмы вылова сократятся в разы, а цена на корюшку на прилавках подскочит ещё сильнее", — описывает последствия признания мерёжей ставными орудиями заместитель председателя рыболовецкого колхоза "Лигово" Дмитрий Бондарюк. При этом он добавляет, что бизнес по добыче корюшки в Петербурге носит и социальный характер — работа в течение сезона кормит рыбаков целый год.
В СЗТУ Росрыболовства не смогли оперативно пояснить "ДП", насколько справедливы претензии рыбаков. Как правило, перед началом сезона перекупщики продают корюшку по цене, которая вдвое превосходит стоимость рыбы в путину. Это корюшка так называемого премиального сегмента — она крупная, достигает в длину 22 см, и ловят её объячеивающими орудиями (сетями).
"Крупной отборной рыбы всегда мало, и стоит она на прилавке дороже, на берегу же рыбаки продают её примерно по 600 рублей за килограмм, — поясняет Дмитрий Бондарюк. — В общем же в популяции превалирует средняя и мелкая рыба (12–17 см в длину), это массовый товар".
В этом году, как отмечают рыбаки, путина поздняя, связано это с погодой. Первые предприятия уже начали устанавливать орудия лова на корюшку в Финском заливе и Ладоге, остальные займутся этим в ближайшие дни.
Не к месту
Больше всего бизнес беспокоит вопрос с "рыбными местами", который в городе поднимается не первый год. В начале весны 2020–го был разработан проект закона "О внесении изменения в закон Санкт–Петербурга “О размещении нестационарных торговых объектов”", предусматривающий возможность без проведения аукциона заключать договоры на размещение НТО для реализации рыбопромысловыми организациями (индивидуальными предпринимателями) путинной рыбы. Автор инициативы, председатель комиссии ЗакС по промышленности, экономике и предпринимательству Алексей Макаров, указывает, что до реализации предложения дело так и не дошло.
"Ничего не изменилось с прошлого года, надлежащая инфраструктура для торговли корюшкой в городе не создана. Мы получили ответы от исполнительных органов власти, они полагают, что существующую систему менять не нужно, что есть инструменты получения земельных участков под НТО и что выделять конкретный вид деятельности и предоставлять земельные участки в приоритетном порядке под те или иные виды деятельности (в данном случае торговлю корюшкой) не нужно", — разводит руками парламентарий.
Всего точек выгрузки, где разрешена торговля, в Северной столице около двух десятков. Проблема в том, что эти места совершенно не проходные, многие горожане даже не подозревают об их существовании.
"Мы говорили, что необходимо предоставить производителям максимальное количество мест, которые будут удобны для продажи. Мы же понимаем, что торговля корюшкой в Петербурге всё равно будет, но, если не создавать нормальных условий бизнесу, появится нелегальный оборот. В итоге горожане не получат гарантии качества рыбы, а наживаться на её продажах будут не рыбаки, а перекупщики", — резюмирует Макаров.
Оптовики в выигрыше
По данным КИО, на 1 апреля в городе на Неве действовало 68 договоров аренды земельных участков и договоров на размещение НТО по реализации сезонной (путинной) рыбы. Из них 15 заключены в прошлом году.
На вопрос "ДП", заинтересован ли город в том, чтобы предоставить рыбакам места без аукционов, в комитете не ответили, но уточнили: "Размещение НТО по реализации сезонной (путинной) рыбы осуществляется на основании договоров на размещение НТО и договоров аренды земельных участков, предоставленных под данную цель. Реализация путинной рыбы может осуществляться круглогодично с использованием передвижных средств развозной торговли на основании договоров на размещение НТО. Договоры заключаются по итогам аукционов на 5 лет".
Станислав Агеев отмечает, что, хотя сотрудники его компании и продают рыбу в местах вылова, это приносит незначительный дополнительный доход. Основная выручка всё равно идёт от оптовых продаж. Торговать на рынках Петербурга Агеев считает нерентабельным: слишком много придётся отдать за аренду.
Рыбаки признают, что после прошлогодней истории повторно в КИО не обращались: не видят смысла.
В итоге вопрос так и плавает на поверхности — в ожидании путины, которая наступит уже через неделю.
“
Торговцы корюшкой, как и многие другие компании, реализующие сельхозпродукцию собственного производства, продолжают испытывать сложности с выходом на рынок. Механизм предоставления мест для торговли корюшкой до сих пор непрозрачен. Их выделяют тем, кто первый подал заявку. Такая схема была бы хороша для сельской местности, но не для Петербурга: численность предприятий в городе высокая. Также к заявке организация (или ИП) должна предоставить документ, подтверждающий, что она является производителем. К сожалению, была масса случаев, когда места в итоге получали по сомнительным документам.
Владимир Меньшиков
председатель совета Союза малых предприятий Петербурга
“
Цена на крупную корюшку перед началом путины всегда выше, чем во время неё. Но спрос порождает предложение: сколько бы люди ни возмущались, если бы не было спроса на премиальную рыбу, то по 1200–1600 рублей за килограмм её бы никто не покупал и не продавал. Мы понимаем, с какими сложностями сталкивается петербургский бизнес, поэтому умышленно работаем в основном с оптом. Что касается расстояний для установки орудий вылова, могу сказать, что из–за этого вылов корюшки может сократиться в 5 раз.
Иван Колесников
директор компании "Невские промысловики"