Отрасль городских водных перевозок пережила ковидный сезон с трудом, но почти без потерь и надеется на стабилизацию ситуации в этом сезоне. Хотя иностранцев, в среднем дававших 30% выручки, не ждёт.
Навигация по рекам и каналам Петербурга стартует 15 апреля. Прошлый год, когда движение судов началось лишь 28 июня, стал исключением и привёл к наихудшим показателям за последние 12 лет. Вторую подобную навигацию подряд судоходные компании не пережили бы.
"Все компании в сложном состоянии, некоторые в очень сложном. Многие брали кредиты, чтобы дожить до грядущей навигации, причём не льготные, а обычные. Но из ассоциации никто деятельность не прекратил. Из тех, кто не входит в ассоциацию, две–три компании могут и не выйти, не больше. Это хороший результат с учётом провальной прошлой навигации", — прокомментировал "ДП" президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт–Петербурга Владимир Родионов.
Зиму пережили
ООО "Нева Тревел Компани" пришлось брать кредиты как весной 2020 года, чтобы дожить до начала отложенной навигации, так и в конце 2020–го на период межсезонья. "Прошлая навигация была провальной и загнала нас в глубокий минус. Но мы не заморозили развитие, продолжили инвестировать во флот. Например, за зиму модернизировали два скоростных судна “Восход”, для чего взяли дополнительный кредит в банке. Можно было обойтись без этих трат, но мы думаем о долгосрочном развитии и не боимся реализовывать новые проекты", — рассказал "ДП" исполнительный директор "Нева Тревел Компани" Юрий Набатов.
"Объёмы мы недополучили, но мы и не тратили столько денег, сколько обычно. По доходам провалились, но сказать, что ушли в серьёзный минус, не могу", — говорит генеральный директор судоходной компании "Астра Марин" Андрей Кузнецов, отмечая, что удалось обойтись без кредитов. Если навигация не будет укороченной, как год назад, то, по словам Родионова, перевозчики заработают примерно как в обычный год, за минусом 30%, которые приходились на иностранных туристов. По словам Андрея Кузнецова, каждая компания рассчитывает на свой сегмент туристов, и у него процент иностранных пассажиров был выше. По осени он мог доходить до 80%. У "Нева Тревел Компани" этот показатель составлял 20–25% от общего пассажиропотока.
Опора на своих
"Надеемся, что грядущая навигация будет не хуже предыдущей. Мы полны энтузиазма и оптимизма. Подтвердились, пусть и с ограничениями, ПМЭФ и чемпионат Европы по футболу", — говорит Кузнецов.
Но не все рассчитывают на эти мероприятия. "На чемпионат Европы приедет в лучшем случае до 100 тыс. человек — капля в море. К нам придут несколько тысяч болельщиков и погоды не сделают. А из–за различных ограничений больше шансов потерять, нежели приобрести", — говорит собеседник "ДП".
Рассчитывать на иностранцев не приходится, поэтому "Нева Тревел Компани" переориентировалась на российского туриста. "В этом году мы отменили программы на английском языке, расширяем сетку маршрутов с русскими гидами. Только с одного причала у нас будет стартовать девять разных экскурсионных программ, такого разнообразия раньше не было, — отмечает Набатов. — В 2019 году наша компания перевезла 830 тыс. человек. Может, это сверхоптимистично, но с увеличением состава флота, сетки причалов и сетки продуктов хотел бы перевезти 750–800 тыс. человек". В эту навигацию у компании откроются новые маршруты: регулярное сообщение с крепостью "Орешек", трижды в день будут курсировать теплоходы до "Лахта Центра" (но без швартовки у небоскрёба), а основным проектом станет Кронштадт, полноценного регулярного водного сообщения с которым тоже не было.
"Мы сейчас в плотном диалоге с “Островом фортов” обсуждаем, чтобы суда приходили прямо к ним в парк. На Зимнюю пристань в центре города тоже будем заходить. Будет три–четыре рейса в день", — рассказал Юрий Набатов, отметив, что компания рассчитывает раскрутить это направление и увеличить перевозки кратно в ближайшие несколько лет.
Как автобусам
Инвестировать в перевозки по рекам было бы проще, если бы у судовладельцев были долгосрочные договоры аренды причалов, гарантирующие стабильность бизнеса. Сейчас многие договоры заключают только на 11 месяцев, самый продолжительный срок — 5 лет.
"Нужно прорабатывать механизм длинных договоров. Как по новой модели транспортного обслуживания перевозчики понимают, что загрузка подвижного состава гарантирована на 6 лет, так и судоходные компании просят дать им гарантию, что они смогут работать здесь 15 лет и закупить тогда подвижной состав, который за этот срок окупится", — заявлял журналистам глава комитета по транспортуКирилл Поляков.
Однако вопрос долгосрочных договоров обсуждается уже больше 10 лет, и пока власти не приблизились к его решению, говорят судовладельцы. Наоборот, минувшей осенью договоры с перевозчиками не продлили по 13 причалам, поскольку УФАС было против.
"Были суды, обращения в Москву и к губернатору Петербурга. В итоге на днях выпущено постановление о продлении договоров аренды этих причалов, потому что разговор шёл о срыве туристического сезона. Уверен, ситуация повторится и в следующем году", — говорит один из собеседников "ДП" на рынке.