Количество исков к комитету по здравоохранению Петербурга об обеспечении дорогими лекарствами выросло в 5 раз
Куйбышевский райсуд Петербурга рассмотрел иск семьи 3–летнего мальчика–инвалида с редким онкологическим заболеванием — нейробластомой. По жизненным показаниям ему необходимо лекарство "Динутуксимаб бета", не зарегистрированное в РФ. Курс лечения, по данным городского комздрава, стоит порядка 28 млн рублей. Этот препарат вводится внутривенно и не применяется амбулаторно.
Суд удовлетворил заявление, обязав комитет по здравоохранению Петербурга обеспечить этим лекарством ребёнка. Решение подлежит немедленному исполнению. В Комздраве уточнили: по закону он обеспечивает лекарствами граждан при амбулаторном лечении, правовых оснований для закупки препаратов, применяемых в условиях стационара, нет. И единственный выход из этой ситуации — решение суда.
Способы защиты
Впрочем, с такими заявлениями к Комздраву обращаются не только физлица. Так, в 2019 году прокуратурой Петербурга была проведена проверка обеспечения препаратами людей, больных рассеянным склерозом. Таким пациентам требуется "Окрелизумаб", по оценкам специалистов, эффективно сдерживающий заболевание. Одна его ампула стоит 125 тыс. рублей, на курс требуется две. По результатам проверки надзорное ведомство обратилось в Куйбышевский райсуд, прося его обязать Комздрав обеспечить пациентов лекарствами. Дефицит препарата возник из–за того, что бюджет города в 2019 году не выделил дополнительных средств для закупки.
"В зависимости от того, какой способ правовой защиты избрал заявитель, и распределяется бремя доказывания. Если заявитель обращается с иском в суд, то он должен доказать нуждаемость пациента в этом препарате. Если же заявитель обжалует отказ в обеспечении препаратом, то он ничего доказывать не обязан — в этом случае комитет по здравоохранению должен самостоятельно доказать обоснованность отказа", — считает адвокат Ольга Зиновьева, управляющий партнёр АБ "Адвокатская Группа Онегин".
Дела растут
Наверное, самым резонансным из таких дел был иск к Комздраву об обеспечении ребёнка препаратом Zolgensma (160 млн рублей) для лечения спинальной мышечной атрофии. Препарат зарегистрирован только в США. Куйбышевский райсуд отказал заявителям, потому что пациент уже не подходил по параметрам (лекарство применяется до 2–летнего возраста).
Подобные иски в производстве Куйбышевского райсуда, которому подсудны споры с городским Комздравом, далеко не редкость. Более того, их число с каждым годом увеличивается.
"Если в 2018 году подобных обращений к нам поступило всего десять, то уже в прошлом году их было 48 — рост почти в 5 раз", — рассказала "ДП" глава Объединённой пресс–службы судов Петербурга Дарья Лебедева. При этом растёт и число удовлетворённых исков: в 2018 году их было четыре, в 2020 году уже 20, а 25 заявлений, поданных в 2020 году, ещё не рассмотрены.
Открытый город
Причин серьёзного роста несколько. Основная — нехватка денег. В 2020 году город недополучил 70% полагающегося федерального финансирования на эти цели. К ней добавляется ещё несколько: в Северной столице много медицинских центров и НИИ, изучающих и лечащих редкие болезни, при этом нет таких, как в Москве, ограничений для иногородних. И в Петербург едут лечиться жители других регионов.
Партнёр адвокатского бюро "Юсланд" Мария Федосова полагает, что количество процессов не отражает истинных масштабов проблемы, как и не показывает другую её часть. "А какова ответственность чиновников за противоправный отказ? Эта статистика в доступных источниках не представлена", — резюмирует эксперт.