Российские власти официально подтвердили планы по переносу российского этапа "Формулы-1" из Сочи. По данным "ДП", в 2022 году соревнования могут пройти под Петербургом. Если к тому времени международный туризм восстановится, город может рассчитывать на несколько тысяч иностранных туристов.
Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона о продлении нулевой ставки НДС для услуг, связанных с проведением российского этапа чемпионата мира по автогонкам "Формула-1". Такая норма уже содержалась в Налоговом кодексе и действовала с 2017 по 2020 год. Теперь предполагается продлить её до 2025 года — именно до этого срока было продлено соглашение о проведении российского этапа.
Формулировка законопроекта полностью совпадает с той, которая использовалась ранее, за одним отличием: в ней исчезло упоминание трассы в Сочи. В пояснительной записке объясняется — это сделано, "учитывая возможный перенос места проведения российского этапа чемпионата мира FIA "Формула-1".
Кроме автодрома в Сочи высшую категорию Grade 1, позволяющую проводить гонки "Формулы-1", имеют только две российские трассы: Moscow Raceway в Подмосковье и "Игора драйв" в Ленобласти.
"Есть планы по переносу гонок на "Игору" в 2022 году", — сообщил "Деловому Петербургу" топ-менеджер одной из структур, непосредственно вовлечённых в процесс.
О том, что российский этап "Формулы-1" переедет из Сочи в окрестности Петербурга, ещё в 2019 году рассказало британское издание Daily Mail. Тогда российские власти это опровергли. Однако чуть больше года спустя "Игора драйв" получила категорию Grade 1, хотя изначально проектировалась по более низкой категории Grade 2.
Чуть раньше, летом 2020 года, банк ВТБ стал владельцем 15% в ООО "Игора драйв". ВТБ — соучредитель АНО "Росгонки", выступающей организатором российского этапа "Формулы-1". Также банк является титульным спонсором этих гонок.
Банк ВТБ отказался от комментариев. В пресс-службе правительства РФ, АНО "Росгонки" и компании "Игора драйв" не ответили на запросы "ДП". В автоспортивной среде считают — все ключевые решения, касающиеся российского этапа "Формулы-1", принимает лично президент. С 2014 по 2018 год Владимир Путин посещал эти гонки и лично награждал победителей. Но в 2019 и 2020 годах они прошли в его отсутствие.
До пандемии этап в Сочи собирал около 50 тыс. зрителей, порядка 10% из которых были иностранцами. Для сравнения: Гран-при Великобритании в 2019 году посетила 351 тыс. человек. В 2020 году "Росгонки" ограничили число зрителей до 30 тыс. Стоимость билета на российский этап в 2021 году начинается от 4,49 тыс. рублей.
Традиционно этап "Формулы-1" вместе с сопутствующими мероприятиями длится с четверга по воскресенье. Как правило, организаторы разрабатывают развлекательную программу для зрителей, включающую концерты и гонки более низких классов. Таким образом, часть болельщиков могут весь уик-энд вообще не покидать зону проведения соревнований.
"Это не всегда так", — уверен глава комитета по развитию туризма Петербурга Сергей Корнеев. Он предлагает провести аналогию с футбольными болельщиками. "Как правило, болельщики приезжают, конечно же, болеть, — говорит глава комитета. — Но, во-первых, они посещают и другие мероприятия, а во-вторых, всё чаще они привозят и свои семьи, которые в это время выступают классическими туристами".
По мнению Сергея Корнеева, проведение "Формулы-1" под Петербургом в любом случае сделает городу хорошую рекламу. "Сейчас на мировом рынке настолько агрессивная конкуренция за восстановление после пандемии, что любое мероприятие добавляет в нашу копилку и репутационный, и имиджевый эффект очень серьёзный", — говорит глава комитета.
"Любые мероприятия такого уровня, конечно, привлекают и внутренних, и иностранных туристов, — соглашается исполнительный директор компании "Невские сезоны", глава Ассоциации туроператоров Санкт-Петербурга Кирилл Соколов. — Если это будут иностранные туристы, вряд ли они ограничатся посещением "Игоры".