Суд признал банкротом Марину Маневич, вдову бывшего вице–губернатора, из–за коттеджа в элитном посёлке
Из–за покупки коттеджа и земельного участка за 33 млн рублей в 2013 году в посёлке "Репинская усадьба — 2" Марина Маневич объявлена банкротом. В отношении неё введена процедура реструктуризации долгов.
Коттедж площадью 452 м2 и земельный участок площадью 26 соток Марина Маневич и её сын Артём приобрели у Сергея Курочкина, экс–совладельца ЗАО "Морской вокзал". В декабре 2018 года, как следует из материалов судебного дела, они перепродали недвижимость Ринату Утемшеву за 23 млн рублей. В августе 2019–го последний продал её уже Сергею Щербе, совладельцу управляющей компании посёлка.
Опасные дачи
Сам Курочкин находится в банкротстве с 2016 года. Его финансовый управляющий оспаривает все сделки с имуществом, пытаясь добиться возврата кредиторам более 1 млрд рублей. И поскольку покупка Маневичами недвижимости у банкрота признана недействительной, они должны были вернуть предмет сделки в конкурсную массу. Из–за своевременной перепродажи актива возвращать нужно уже деньгами.
Управляющий оспаривает большинство сделок с недвижимостью в коттеджном посёлке: в мае состоится слушание по ещё четырём участкам. В попытках вернуть в конкурсную массу деньги оказались затронуты и интересы сына совладельца "Орими–трейд" и банка "Объединённый капитал" Ивана Тюшкевича (№ 295 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2020), Алексея. Как следует из материалов дела, на подаренные отцом деньги он приобрёл недвижимость в 2012 году. Суды длятся с 2019 года, последнее решение об отмене сроков исковой давности принято в ноябре прошлого года.
"Финансовый управляющий Курочкина обратился с иском о признании Марины Маневич банкротом во исполнение решения собраний кредиторов как способе принудительного взыскания задолженности, — говорит Татьяна Грушко, директор по развитию бюро юридических стратегий Legal to Business. — Она и её сын добровольно не исполнили судебный акт о возврате в конкурсную массу денег. Такой способ защиты кредиторами своих прав на удовлетворение требований в процедуре банкротства можно считать скорее экстраординарным, так как может потребовать дополнительных затрат на поиск активов должника".
Из–за иска о банкротстве Маневич арбитраж в очередной раз продлил сроки реализации имущества Курочкина, до октября 2021 года.
Детские ошибки
Несмотря на то что у спорной покупки было два покупателя, мать и сын, иск о банкротстве подан только к одной стороне, Марине.
В октябре 2020 года в отношении Артёма уже была введена процедура реализации имущества. Банкротный иск к нему предъявил Станислав Патенко, владелец банка "Оранжевый" (№ 278 в Рейтинге миллиардеров "ДП").
В 2016–2017 годах Патенко как физлицо выдавал Маневичу ссуды наличными в совокупности на 105 млн рублей по ставкам 20% годовых в валюте, 24% и 48% в рублях, указано в решениях Куйбышевского районного суда Петербурга. В отчёте конкурсного управляющего фигурирует общая сумма долга 209 млн. Всё имущество Артёма Маневича оценено в 2,4 млн. В собственности у него всего два автомобиля: Mercedes–Benz GL и Mercedes–Benz C. На февраль 2021 года он был трудоустроен в ООО "Нефтегазовые технологии и инженерные изыскания" (НГТИИ).
Управляющий Маневича выявил признаки преднамеренного банкротства и в феврале текущего года суд признал его банкротом. В марте–апреле к нему были предъявлены требования от других кредиторов ещё на 37 млн рублей.
За год до событий с перепродажей Маневичами коттеджа, в 2017 году, Сбербанк безуспешно пытался обанкротить Артёма. К нему был предъявлен иск на 491 млн рублей по кредитам ООО "ВысокоЭнергоСтроительныеТехнологии" (ВЭСТ, общество признано банкротом летом того же года). После неудачных попыток проводить слушания в закрытом режиме долг был переуступлен ООО "ОЗМК", и преследование Маневича было прекращено. В этом же году выяснилось, что квартира Маневичей на улице Рубинштейна перешла в качестве отступного банку "Оранжевый". Банк выдал ВЭСТ кредит на 100 млн рублей, по которому Маневич выступил поручителем. В 2019 году собственником квартиры стала мать Патенко, Светлана.