Согласно очередному отчёту Петростата, оборот предприятий общепита в Петербурге в марте составил 7,1 млрд рублей, что на 2,2% выше показателя марта 2020 года. Прошлогодний показатель превышен впервые с начала действия коронавирусных ограничений.
Так, в апреле 2020 года отрасль просела на 57%, в мае — на 64,5%, в июне — на 50,7%. В это время все заведения общественного питания, кроме производственных столовых, были закрыты, разрешалась лишь работа навынос. Затем запрет начали постепенно снимать, и обороты заведений стали расти.
Тем не менее не все пережили кризис. Как уже сообщал "ДП", Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада, закрыл рестораны "Центральный" и "Соленья–варенья", Ginza Project — заведение "Едим руками". Перестала существовать сеть "Укроп" и т. д.
Выход общепита в плюс отчасти объясняется эффектом низкой базы. Кафе и рестораны закрылись с 28 марта 2020 года, таким образом из всего месяца было потеряно 4 дня. Но остальные дни в марте 2020 года заведения работали в полную силу. Между тем в марте 2021 года ряд ограничений продолжали действовать — число мест на фуд–кортах было сокращено наполовину, в кафе и ресторанах расстояние между столиками составляло полтора метра, не допускалось курение кальянов.
Опрошенные "ДП" рестораторы заявили, что их заведения не вернулись к докризисным показателям. "Мы у себя это не увидели, — говорит владелец холдинга “Евразия” Алексей Фурсов. — Мы увидели, наверное (оборот. — Ред.), на 2% меньше. А с учётом того, что подросли расходы, финансовые показатели намного ниже, чем те, которые были до ковида".
"У наших гостей стало меньше денег, — констатирует совладелица сети пивных “Толстый фраер” Надежда Любина. — Если раньше к нам могли приходить, условно говоря, четыре раза в неделю, то теперь — один. Намного упало количество бизнес–ланчей".
Управляющий партнёр White group Игорь Пращенко сообщил, что обороты его ресторанов близки к докризисным, но пока их не достигли.
При этом все участники рынка говорят, что лучше всего кризис пережили рестораны премиального сегмента. "Из тех коллег по цеху, с которыми я общаюсь, все сходятся во мнении, что ничего глобального не произошло, могло быть хуже", — соглашается директор по развитию ресторанов Mein Herz и Strawberry Fields (к премиальному сегменту относится второй) Семён Султанов. "Средний класс очень сильно пострадал в эту пандемию, а клиент премиального сегмента плюс–минус остался на том же месте. Потребление, связанное с ресторанами, не составляет у этих людей такую большую долю их привычных затрат, чтобы от них отказаться", — объясняет ресторатор.
Надежды на восстановление рестораторы связывают с началом туристического сезона. "Город, который рассчитан на внешнее потребление, на гостей, не может полностью восстановиться, когда этих гостей нет", — считает Леонид Гарбар. "Мы рассчитываем, что летом сможем покрыть часть убытков, которые понесли за 2020 год. У нас на лето большие планы", — заявляет Алексей Фурсов. "Ждём мая, туристов, чемпионат (Европы по футболу. — Ред.)", — говорит Надежда Любина. "Понятно, что внутренний турист поедет, никуда не денется. Это спасёт ситуацию", — уверен Игорь Пращенко.
"Отрасль действительно восстанавливается, может быть, не такими хорошими темпами, как бы нам хотелось, но перспективы большие. Сейчас мы уже очень сильно настроены на нашего внутреннего потребителя, а раньше уповали на иностранцев", — подтверждает Семён Султанов.