09:4224 апреля 202109:42
866просмотров
09:4224 апреля 2021
Управление крупной компанией является очень непростым делом. О том, как правильно руководить бизнесом, "ДП" поговорил с создателем холдинга "Эталон", президентом фонда "Созидающий мир" Вячеславом Заренковым.
Вы начали руководить коммерческими предприятиями в конце 1980–х годов. Если сравнить уровень сегодняшнего бизнеса и сегодняшних бизнесменов с тем периодом, какие основные отличия вы могли бы выделить?
— В те времена не было частного бизнеса, не было профессиональных бизнесменов, не было правового поля ведения бизнеса. Были спущенные сверху какие–то никому не понятные лозунги и открытое непаханое поле в ямах и колдобинах, заросшее бурьяном, для предпринимательства. Каждый понимал эти лозунги и возможности по–своему. Одни строили долгосрочные планы, другие старались купить подешевле и как можно быстрее продать подороже, третьи стремились практически задаром ухватить кусок государственного пирога, четвёртые — присосаться к "трубе".
Затем началось трудное создание правового поля. Но, как всегда, с перегибами. В основе этого создания были ключевые слова "запретить", "ограничить", "создать комиссию для контроля", "внести изменения" и т. п. Всё это мешало долгосрочному планированию. Но давало уже более цивилизованно работать в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
В данный момент можно сказать, что правовое поле создано и, в принципе, можно нормально работать и развивать бизнес. Но начались ограничения в развитии интеграционных процессов в отношении иностранного капитала. Плюс политический страновой риск начал проникать в экономику и превращаться в риск развития бизнеса в России и развития международных компаний. К большому сожалению, начался прессинг малого и среднего бизнеса.
С учётом вышесказанного можно говорить о характерных особенностях бизнеса и бизнесменов прежнего и сегодняшнего периодов. Сегодня бизнес имеет правовое поле, а бизнесмены — хорошее профессиональное образование и опыт. Тогда этого не было.
Насколько для бизнесмена и руководителя крупной компании важно заниматься саморазвитием и обучением?
— Саморазвитием, несмотря на хорошее стартовое образование, необходимо заниматься всегда. Особенно в наше время быстро развивающихся технологий и методов управления. Принимать нестандартные решения, приносящие успех, можно, только хорошо зная технологии и бизнес в данный конкретный момент. Буквально через 2–3 года всё меняется, и если ты со своими знаниями останешься на прошлом этапе, ты обязательно или сам прогоришь, или конкуренты "скушают". Сегодня существует множество компаний, предлагающих обучение современным методам ведения бизнеса, и здесь главное, включая свой мозг, находить нужные знания. Я вас уверяю, что более 70% всех обучающих компаний преподают ерунду, ненужную руководителям и сбивающую их с толку. Это просто банальное зарабатывание денег.
Что бы вы могли посоветовать молодым миллионерам? Как им стоит относиться к жизни и к своему делу, для того чтобы и дальше двигаться только вперёд?
— Мой совет базируется на пяти принципах. Первый: бизнес нужно делать только честным путем и только в правовом поле. Второй: надо заниматься только тем бизнесом, в котором ты хорошо разбираешься. Третий: не надо стремиться к мгновенному успеху, нужно всегда долгосрочное планирование и правильный, выверенный расчёт. Четвёртый: ваша команда, которую вы создали, должна быть командой единомышленников. В то же время каждый должен иметь возможность высказать своё личное мнение и быть уверенным, что оно будет рассмотрено и по нему будет вынесено определённое решение.
И наконец, пятый: для успешного ведения бизнеса вы должны быть не просто владельцем и руководителем компании, вы должны быть лидером во всём. Вам должны доверять все сотрудники и партнёры, и вы должны оправдывать их доверие. Каждый сотрудник, работая в вашей компании, должен чувствовать свою защищённость, а партнёр — надёжность. Хотите быть успешными — будьте!
Сейчас порой звучит мнение, что управлять крупными проектами может любой человек, даже не имеющий специальных знаний. Насколько вы согласны с такой точкой зрения?
— Заниматься можно всем чем угодно, кому угодно и в какой угодно сфере. Никто ведь не запрещает. И вы видите, что этим занимаются везде и на всех уровнях. Вопрос лишь в том, можно ли успешно заниматься, не зная хорошо предметную составляющую проекта. И ключевое слово здесь "успешно".
Я считаю — нет. Каждый должен работать в той области, которую он хорошо, предметно знает. Не может артист управлять полётом в космос, а космонавт ставить спектакли в БДТ. Надо серьёзно переучиваться и тому и другому. И не у всякого получится переучиться.
Ведь по существу все беды в развитии бизнеса, экономики и даже государств в том, что управлением как проектами, так и отраслями в целом занимаются не профессионалы, а люди, не знающие предметную составляющую управления.
Как вы в целом оцениваете уровень знаний по управлению проектами в нашей стране?
— Встречаясь со студентами ГАСУ, я видел, какая каша у них в голове. В 2015 году там открылась кафедра управления, и меня пригласили читать лекции на этой кафедре.
Перебрав множество книг по управлению проектами, я понял, что все они как–то однобоко описывают основы управления. Где–то слишком заумно и непонятно, а где–то, наоборот, совсем упрощённо и нелогично. И тогда у меня появилась мысль написать книгу по управлению проектами с описанием чёткой, понятной для всех логической структурой управления проектом.
Прежде всего я вынужден был дать однозначное определение самому термину "проект", затем по полочкам разложить понятие "реализация проекта", описать функции и процессы. И многое другое. Ведь до появления моей книги мнения учёных в отношении определения термина "проект" разделились. Одни говорили, что проект — это продукт, другие — что проект — это действие.
Первым я задал вопрос: если проект — это продукт, то как можно управлять проектом–продуктом? Это противоречит понятию "управление". Управлять можно только действием. Вторым задал другой вопрос: если проект — это действие, то как можно продать или купить проект–действие? Продать можно только продукт, а управлять можно только действием. В своей книге "Управление проектами" я ввёл дуалистическое понятие проекта — как действия и продукта одновременно.
После выхода книги к ней проявили интерес не только студенты и преподаватели вузов, но и предприниматели, она реально стала их пособием в бизнесе. Она была им понятна. В ней они могли получить реальные знания по ведению успешного бизнеса. Выстроить планирование и развитие своего бизнеса. После ознакомления с основами управления, изложенными в книге, у предпринимателей появлялась уверенность в успехе, уверенность в себе. Они были вооружены знаниями.
Но в книжных сейчас достаточно много книг на эту тему…
— Я понимаю, что неэтично критиковать своих коллег, но хочу сказать следующее: и для студентов, и для преподавателей, и для предпринимателей важна простота в понимании изложенного в книге, логичность в написанном, стройность изложения, взаимосвязь описываемых процессов. И главное — возможность применения на практике полученных из книги знаний. Можно ведь забить голову читателя заумными формулами, различными многоступенчатыми теоретическими фразами и определениями, а возможность их применения — нулевая.
В моей книге каждое описанное понятие применимо на практике. И не только в бизнесе, но и в обыденной жизни. Ведь жизнь — это тоже своего рода проект. И постулаты, и понятия, описанные в книге, применимы и к этому уникальному проекту. В этом и есть ценность книги. Поэтому она и переведена на множество языков.
Не было ли у вас мысли написать и о других сферах? За время работы руководителем крупной компании у вас накопился большой опыт, который мог бы быть полезным для других.
— Да, есть такая мысль. Но, как всегда, катастрофически не хватает времени. Сейчас я испытываю на практике свою собственную систему обучения ведению бизнеса. Суть её в том, чтобы наряду с получением теоретических знаний дать желающему возможность за определённый срок самому пройти путь организации и развития бизнеса от нуля до выхода на IPO. Это и регистрация компании, организация офиса, подбор команды, подбор проектов, организация финансирования проектов и бизнеса в целом, юридическое сопровождение, безопасность и многое–многое другое… Путь этот занимает довольно длительное время, от 3 до 5 лет, но зато у будущего предпринимателя будет полное понимание того, как нужно делать успешный бизнес. В моём случае ожидаю результат через 2–3 года. Думаю, к этому времени на базе этого опыта и новая книга будет готова.