"Газпром" задумал поставить в центральной акватории Невы семь копий боевых парусников в натуральную величину. Внутри будут развлечения для туристов.
Как стало известно "ДП", госкомпания совместно с Яхт–клубом Санкт–Петербурга (также связанным с монополистом) разработали концепцию выбора и постановки исторических кораблей в акватории Невы. Ранее при этом в яхт–клубе по инициативе Алексея Миллера была создана верфь исторического судостроения "Полтава", на которой уже воссоздали одноимённый корабль эпохи Петра I (реплику спустили на воду в 2018 году, впоследствии её планируют пришвартовать у Парка 300–летия).
И слава, и фарфор
По задумке, у западного крыла Адмиралтейства бросит якорь парусник "Азов", который мыслится как главный в воссоздаваемой флотилии. Внутри разместят ресторан и экспозицию "История парусного флота". Линкор будет иметь длину более 50 метров (и примерно столько же в высоту вместе с мачтами). Подвиг "Азова" связан с победой над Турцией в Наваринском сражении 1827 года.
На другом берегу Большой Невы, у Меншиковского дворца, пришвартуется шлюп "Восток". Оригинал 40–метрового корабля строили на Охтинской верфи, где "Газпром нефть" теперь хочет возвести свою штаб–квартиру. Шлюп вошёл в историю в 1820 году, когда его экипаж под командованием Беллинсгаузена открыл Антарктиду. На "Востоке" будет клуб и экспозиция русских географических открытий, а также его планируется использовать как "судно — посол РФ". В концепции помечено, что корабль будет "ходовой" (то есть сможет самостоятельно перемещаться).
В Кронверкском проливе около Троицкого моста встанет линейный корабль "Три иерарха". На борту посетителей ждёт "событийное пространство для конференций", а также "активный 3D–зал для реконструкции величайших морских сражений с имитацией участия".
Чуть далее по Петровской наб., у Дома военморов, пришвартуется реплика линкора "Двенадцать апостолов" 1841 года постройки, который считался крупнейшим русским парусным кораблём. Внутри собираются разместить "интерактивное культурно–образовательное пространство" и "панорамный демонстрационный 3D–зал".
Напротив проектируемого на Тучковом буяне арт–парка у наб. Макарова бросит якорь фрегат "Паллада", также ходовой. И длина его, и высота вместе с мачтами составит около 50 метров. "Палладу" также строили на Охтинской верфи.
На Воскресенской наб., напротив Финляндского вокзала, поставят копию брига "Феникс" (участник Отечественной войны), который тоже сможет двигаться сам. Его планируют использовать для исторических реконструкций. Наконец, за пределами центра, около Володарского моста, бросит якорь парусно–винтовой клипер "Стрелок", совершивший поход на Дальний Восток. На нём разместятся выставочный зал и коллекция морского фарфора, благо рядом фарфоровый завод.
С катера на бал
Все корабли будут оборудованы понтонами для приёма экскурсионных катеров с туристами. "График движения катеров можно организовать таким образом, чтобы турист в процессе экскурсии мог высадиться на любом заинтересовавшем его корабле, провести на нём необходимое количество времени и продолжить экскурсию на ближайшем следующем по графику катере", — говорится в пояснительной записке к проекту. Подключат ли к экскурсионному маршруту "Аврору", оперативно выяснить не удалось.
Пресс–секретарь КГИОП Ксения Черепанова сообщила "ДП", что в декабре яхт–клуб предоставил концепцию в комитет. Она подчеркнула, что места были выбраны её авторами без участия чиновников. "Материалы возвращены заявителю на доработку с целью последующего вынесения их на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга", — сказала Черепанова. КГИОП рекомендовал проработать историческую взаимосвязь мест размещений и судов, а также максимально удалить от исторического центра "наиболее крупный фрегат" (она не пояснила, какой именно имеется в виду).
По словам источников, для реализации проекта потребуется скорректировать зоны охраны исторического центра, внеся поправки в городской закон.
Не место для иерархов
"Идея хорошая, но претворить её за год–два, а то и три будет очень сложно", — прокомментировал "ДП" президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов.
По его мнению, пока план недостаточно продуман с точки зрения безопасности судоходства и соблюдения интересов участников рынка пассажирских перевозок. Так, в Кронверкском проливе есть отмель, и проходящие суда прижимаются к правому берегу — как раз к тому месту, где собираются поставить "Три иерарха". С учётом понтонов, которые намерены разместить с внешней стороны парусника для приёма катеров с туристами, можно сказать, что этот корабль там однозначно не встанет.
Кроме того, из семи кораблей возле четырёх нет свободных спусков. А это значит, что для доступа с берега будут использоваться те, которые уже сданы в аренду или входят в систему городских причалов. Так, спуск возле "Паллады" на наб. Макарова, 20 / 17, сдан в аренду "Нева Тревел Компани", а ближайший к "Востоку" причал на Университетской наб., 13, принадлежит судоходной компании "Белые ночи". "Естественно, если они захотят вытеснить эти компании, это вызовет какой–то негатив. Но пассажиропоток проект с парусниками не отнимет, а только добавит", — говорит Родионов.
“
Наш проект посвящён флоту России, памяти великих моряков и корабелов. Корабли — это своего рода антология славы российского парусного флота, каждый из этих кораблей внёс в историю боевых традиций или географических открытий свой вклад. Этот ряд представит историю отечественного кораблестроения и становления флота. Места стоянки будут выбираться исходя из действующих требований по охране памятников и культурного наследия. Прежде всего сделаны подробные исторические и культурные изыскания и экспертиза, учёные и разработчики проекта смотрели и анализировали живопись и гравюры, на которых запечатлены набережные Петербурга. Наша идея заключается в том, чтобы на берегах Невы появился единый экскурсионный маршрут для изучения морской, военной и кораблестроительной истории России.
Андрей Грошиков
гендиректор верфи исторического судостроения "Полтава"
“
Набережные и задумывались изначально для того, чтобы к ним причаливали корабли. Если будет какое–то ограниченное количество этих реплик — почему нет? Но важно, чтобы это были именно реплики. Потому что раньше, в 1990–е годы, расставляли не пойми что. Нынешние "парусные" корабли в Неве совершенно не похожи на исторические. Большая часть из них — это какие–то вольные переделки из современных дебаркадеров, к которым приспособили мачты. Таких бы лучше поменьше, конечно.
Дмитрий Литвинов
координатор "Живого города"