Владелец крупной международной сети дискаунтеров Lidl зарегистрировал товарный знак в Роспатенте. Компания присматривается к российскому рынку последние 18 лет, но сейчас ниша, в которой работает ретейлер, стала активно развиваться.
Немецкая компания "Лидл Штифтунг энд Ко." оформила права на использование в России товарного знака Lidl по классу розничной торговли. Под этим знаком она развивает в странах Европы и США сеть супермаркетов-дискаунтеров. На данный момент их число превышает 11 тыс. Lidl входит в Schwarz Group, принадлежащую немецкому миллиардеру Дитеру Шварцу. В 2020 году Forbes поместил предпринимателя на 30-е место в списке богатейших людей мира.
В течение дня в Lidl не ответили на запрос "Делового Петербурга" о планах компании в России. Однако известно, что ретейлер присматривается к российскому рынку давно. Так, в 2003–2009 годах в Петербурге было зарегистрировано ООО "ЛИДЛ Холдинг РУС", принадлежащее "Лидл Штифтунг энд Ко." и ещё одной немецкой компании, входящей в ту же группу. В 2004 году петербургские власти говорили, что ведут переговоры о приходе Lidl в город. В тот момент этого не произошло, но, видимо, компания не отказалась от своих планов — корреспондент "ДП" нашёл презентацию Lidl 2015 года, посвящённую грядущей экспансии сети в России. В петербургском разделе сайта HeadHunter есть страница работодателя "Лидл", указано, что компания работает в сфере розничной торговли. Но ни одной вакансии от её имени не открыто.
Петербуржцам хорошо знакомы магазины Lidl, расположенные в Эстонии и Финляндии. До пандемии Lidl даже оплачивал шоп-туры из Петербурга в Лаппеенранту при условии, что турист купит в местном магазине товары на определённую сумму. Интернет-сервисы доставки в Россию товаров из Lidl существуют и сейчас.
Как правило, магазины Lidl открываются в отдельно стоящих зданиях площадью 700–1000 м2 с парковкой. Особенностью сети является большая доля в ассортименте собственных торговых марок. Зачастую компания экономит на полках, выставляя товар в коробках и другой таре.
Интерес к российскому рынку проявляли многие международные продуктовые сети. В России работали официальные представительства крупнейшего в мире ретейлера Walmart, французского гиганта Carrefour. Немецкий Aldi регистрировал здесь свой товарный знак. Но магазинов эти компании в итоге не открыли. При этом в России прижились французский "Ашан" и финская Prisma. Немецкая сеть Billa работает в России с 2004 года (в основном в Москве), но вскоре она уйдёт из страны — все её магазины купила "Лента".
Мнения экспертов относительно перспектив выхода Lidl на российский рынок разделились. "Мы видим очень высокую популярность формата дискаунтер, — говорит генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков. — Видим это на результатах той же сети "Светофор", которая растёт под 40% в год. Видим на фоне желания крупных федеральных сетей обозначить себя в этом формате... Но дискаунтер — это не просто грязный магазин в неудобном месте. Это всё-таки магазин, в котором доля собственных торговых марок может превышать 90% от оборота. У наших компаний, за исключением "Ленты", такого ассортимента торговых марок, чтобы сделать отдельный проект, пока нет. А у "Лидла" это есть. Он может зайти сюда с собственным набором торговых марок и тем самым в какой-то степени под себя подмять этот рынок, потому что у них как раз этой компетенции более чем достаточно".
"Тот бэкграунд, который они накопили в Германии и других странах, совершенно не будет работать в России, — возражает президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. — Все взаимоотношения с поставщиками им придётся начинать с нуля. И пока они объём не создадут, поставщики им не будут поставлять товар по более низкой цене. Зачастую для тех, кто привык быть большими, оказаться вдруг в ситуации маленьких просителей бывает достаточно сложно. Более простым вариантом видится ситуация, когда они могут купить какого-то игрока. Тогда они сразу получают какой-то объём магазинов, сотрудников, которые имеют практики работы в России, и им будет проще входить. Готовы ли они на это?"
Характерно, что регистрация товарного знака Lidl совпала с покупкой "Дикси" "Магнитом" и Billa "Лентой".
"У нас импортные компании как-то не приживаются, — рассуждает совладелец сети "РеалЪ" Александр Мышинский. — Lidl, конечно, намного сильнее тех, кто был. Они очень успешно выходят на новые для себя рынки. Здесь скорее вопрос будет в административном ресурсе — дадут ли им собственные торговые марки сюда привести? И второй вопрос — насколько с текущим курсом евро эти марки окажутся конкурентоспособными? В России товары первой необходимости достаточно дешёвые, существенно дешевле. А всё, что касается среднего сегмента, — либо в европейскую цену, либо дороже. В той же Финляндии Lidl продаёт товары хорошего качества, но не по бросовым для России ценам. Дешевле, чем в Финляндии, но не дешевле, чем в "Пятерочке".