В крупных городах всё актуальней становится проблема возросшей популярности электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). "ДП" узнал, каким участники рынка кикшеринга видят разрешение ситуации и в чём надеются на государство.
За последнее время в Петербурге участились случаи ДТП с участием самокатов. В понедельник, 17 мая, на зебре в Адмиралтейском районе машина сбила девушку на самокате. Также на этой неделе впал в кому артист Мариинки Давид Залеев, который ранее упал с самоката при столкновении с пешеходом.
В условиях дефицита велосипедных дорожек самокатчики чаще всего для передвижения выбирают тротуары, что приводит к конфликтам именно с пешеходами. Наиболее резонансный случай произошёл в ночь на 14 мая на Невском проспекте, где компания молодых людей на самокатах сбила двух прохожих и вступила в драку со вторым пострадавшим.
Согласно данным комитета по транспорту, в нынешнем году по сравнению с прошлым число самокатов в городе увеличилось в три раза, а наездов на пешеходов стало больше в десятки раз.
"Мы получаем большое количество жалоб не только на пользователей прокатных велосипедов и самокатов, но и на их количество. Иногда не пройти по тротуару", — говорил глава ведомства Кирилл Поляков в интервью "ДП" ещё в октябре прошлого года.
При том, что в Петербурге появляются всё новые и новые сервисы по аренде самокатов, инфраструктура явно не поспевает за развитием рынка — в этом году в городе откроется только одна велосипедная дорожка.
Какой самокатчик не любит быстрой езды
Осенью прошлого года замглавы Госавтоинспекции Николай Шеюхин анонсировал единые правила для СИМ по всей стране, которые разрабатывают МВД и Минтранс.
Предполагается, что на улицах российских городов появятся специальные дорожные знаки. В одном случае они будут указывать на действие других знаков в отношении СИМ, в другом — полностью запрещать их движение.
Смольный предлагает решить проблему безопасности пешеходов с помощью ограничения скорости до 15 км/ч, что вызывает критику со стороны сервисов кикшеринга.
Как отметили в Whoosh, в таких условиях самокат проиграет конкуренцию автомобилю, поскольку станет долгим, дорогим и неэффективным способом передвижения. По данным компании, в 65% поездок самокат используется именно как транспорт.
"Ограничение скорости по всему городу до 15 км/ч считаем неэффективным: так самокаты потеряют своё преимущество по скорости и удобству перед автотранспортом. Люди пересядут обратно на машины и возможность для развития кикшеринга как общественного транспорта будет упущена", — соглашаются в Urent.
"25 км/ч — это в пять раз быстрее, чем скорость человека. Если мы ограничиваем до 15 км/ч, то это всего в три раза быстрее, и на многих маршрутах самокаты начнут проигрывать такси, метро и автобусам", — добавляет Никита Соснин, управляющий партнёр компании Electra, которая планирует запуск услуг шеринга самокатов и электромопедов.
Уже сейчас многие сервисы ограничивают скорость до 15 км/ч в местах с большими людскими потоками, в других районах допускается разгон до 20–25 км/ч, то есть до предельной скорости устройства.
На фото: Приложение Whoosh показывает ограничение скорости в центре Петербурга.
Москва поехала другим путем
Пока в Петербурге обсуждают возможные ограничения передвижения, в Москве правила действуют практически с самого начала работы сервисов кикшеринга.
Компаниям, работающим в столице, выдвигаются требования пристёгивать самокаты, чтобы упорядочить их парковку. При этом оставлять средства передвижения разрешается на оборудованных стоянках, в том числе возле станций метро, что подчёркивает значимость самоката как вида транспорта. В Петербурге предлагается запретить парковку самокатов в радиусе 15 км от пересадочных узлов.
Кроме того, все самокаты кикшеринга в Москве должны быть оборудованы съёмными батареями. Соснин поясняет, что это требование не только облегчает обслуживание, но и ограничивает количество транспортных средств. Некоторые сервисы идут по пути увеличения парка, закупая два обычных самоката вместо одного со съёмной батареей (стоимость сопоставима).
Среди других возможных мер для Петербурга эксперт называет ограничение количества самокатов по районам и операторам.
Город без инфраструктуры
Если создание специализированных парковок не вызывает беспокойства у участников рынка, и компании готовы вкладываться в их обустройство, то расширение сети велосипедных дорожек, похоже, надолго останется краеугольным камнем развития средств микромобильности.
Для того, чтобы движение самокатов было действительно безопасным, дорожки должны быть отделены от автомобильного и пешеходного потоков.
"Можно ли в условиях исторического центра Петербурга, не вкладывая баснословные деньги, это сделать? Я не уверен. Надо делать полноценную реновацию улиц с хорошим проектом. На мой взгляд, никому, кроме государства, это не под силу", — поясняет Соснин.
Эксперт допускает возможность лицензирования кикшеринга, чтобы средства от этого шли на развитие инфраструктуры, но сомневается, что полученного объёма хватит для финансирования.
"Миллиард рублей в год можно будет собрать, наверно даже меньше — 100 млн. Этого хватит на краску, чтобы нарисовать на проезжей части дорожку, но можно ли считать это велодорожкой? — размышляет предприниматель. — Я не вижу, как можно за приемлемый бюджет сделать так, чтобы игроки рынка инвестировали в инфраструктуру".
Утвердительно на вопрос о готовности участвовать в финансировании строительства ответили только в Urent. В числе других мер повышения безопасности, предлагаемых участниками рынка, повышение культуры вождения и запрет на катание вдвоём и в состоянии опьянения.
"Необходима просветительская деятельность, как среди пользователей самокатов, так и среди автомобилистов. К сожалению, водители автомобилей не воспринимают электросамокаты как полноценный транспорт. Очень часто не видят их в зеркала заднего вида. И часто паркуются на велополосах, где ездят самокатчики", — считает руководитель отдела по обслуживанию велосипедов курьерских компаний франчайзинговой сети "Велодрайв" Евгений Шкотов.
При этом все опрошенные эксперты сходятся в необходимости единых правил, которые окончательно встроят самокаты в систему движения транспорта.
"Нужны чёткие привила для всех (не только шеринговых) СИМ и место для СИМ в городах, система контроля и совместная работа города, сервисов и сообществ по культивации уважительного вождения", — отметили в Whoosh.