Выборы в ЗакС ещё по-настоящему не начались, но уже понятно, что градостроительное лобби в нём сильно ослабеет.
На днях стало известно, что глава комиссии по горхозу ЗакСа Сергей Никешин не будет баллотироваться в будущий состав парламента. Он снял свою кандидатуру с праймериз "Единой России", то есть не планирует выдвигаться от этой партии и крайне маловероятно, что пойдёт от какой-нибудь другой. "Комиссия по горхозу рассматривала вопросы ПЗЗ, генплана, зелёных насаждений. И при нём комиссия выступала во многих вопросах на стороне градозащитников", — рассказал "ДП" координатор "Живого города" Дмитрий Литвинов. Никешин был депутатом с 1989 года, комиссию возглавляет с 2007 года.
По мнению Литвинова, если комиссию возглавит более лояльный Смольному политик, возможности купировать опасные с точки зрения активистов решения больше не будет. Снял свою кандидатуру с предварительных выборов и другой важный для живогородцев депутат, вице-спикер Анатолий Дроздов. "Дроздов помогал людям в пределах своего округа (в Калининском районе. — Ред.). Нам конкретно он помогал по Агрофизическому институту, где с самого начала довольно активно участвовал: вносил поправки в генплан, которые мешали застройщику, выступал на слушаниях, оформлял депутатские запросы. Также он помогал отстаивать ряд скверов", — вспомнил Литвинов.
В отличие от Никешина, Дроздов в либеральных СМИ считался довольно одиозной фигурой, обязанной своей карьерой спикеру ЗакСа Вячеславу Макарову, уходом которого в "Живом городе" тоже обеспокоены. Поскольку он сумел сделать Законодательное собрание достаточно независимым, чтобы играть существенную роль в вопросах законодательного регулирования строительства. "Личности отдельных депутатов будут иметь мало значения, если ЗакС будет подконтролен Смольному, а я так понимаю, к этому всё идёт", — говорит Литвинов.
Впрочем, роль ЗакСа не всегда позитивна с точки зрения активистов. Так, именно комиссия по горхозу внесла поправку, исключающую Кузнечный сквер, который хотят застроить новым музеем Достоевского, из списка зелёных насаждений. (Правда, видимо, с молчаливого согласия Смольного, который до этого собирался сохранять сквер.) Однако в целом депутаты проводили политику ужесточения градостроительного законодательства, что импонировало активистам.
Центр тяжести
"Важно, кто стоит на ключевых позициях. Нельзя сказать, что [рядовые] депутаты не имеют никакого веса, и я надеюсь, что в следующем созыве тяжесть принятия решений будет в большей степени лежать на депутатском корпусе, чем на Смольном и спикере ЗакСа, он один тоже в поле не воин", — считает депутат ЗакСа пятого созыва Ирина Комолова. Не видя градозащитных достижений за Макаровым, она также сожалеет о решении Никешина. Политик сомневается, сможет ли кто-то в новом созыве оказывать такое же влияние и контролировать Смольный в процессе подготовки генплана. Но, с другой стороны, обновления в парламенте необходимы.
В довершение всего под угрозой оказался один из основателей современного градозащитного движения депутат Алексей Ковалёв, которому, видимо, не найдётся места в первой тройке его партии "Справедливая Россия", так что придётся бороться за победу в одномандатном округе. Если только Ковалёв не найдёт другую партию, которая предложит ему более приемлемые условия.
Слаще сахара
Разумеется, Никешин с Макаровым не градозащитники, говорит вице-президент Национального научного комитета по историческим некрополям НК ИКОМОС Николай Лаврентьев. Но можно признать, что "когда их интересы совпадали с интересами градозащитников, они что-то делали".
Впрочем, по его мнению, для застройщиков жизнь "и сейчас сахар, но, может быть, она станет для них ещё лучше (после выборов. — Ред.)". Он считает, что собственно к градозащитным депутатам можно отнести только тех, "кто представляет нормальную оппозицию в Законодательном собрании".
Худо–бедно в Кудрово
"Наличие градозащитников в Думе и в ЗакСе — дело, в принципе, хорошее. Но с точки зрения реалий чем они занимаются, — не очень", — прокомментировал "ДП" заслуженный архитектор России Сергей Орешкин. Больше всего его расстраивает постоянный негативный фон и нежелание замечать то хорошее, что есть в жизни. "Сколько мостов уже построили, сколько жилья нового — мы миллионы метров квадратных сдаём. А городу, депутатам вообще плевать. Говорят: вот, плохо строите. Вы спросите горожан, где им лучше жить: в коммуналке или худо–бедно в Кудрово или Мурино. Наверное, в собственной квартире лучше", — предположил зодчий. В связи с чем Орешкин считает, что "градостроительная группа депутатов в ЗакСе должна быть гораздо больше, но это должны быть другие депутаты".
У архитекторов нет времени на лоббирование своих интересов, и в результате в парламенте нет представителей профессиональной среды. "Было бы здорово, если бы там были люди, которые думали бы не просто о цехе архитектурном, а о том, что за результат даёт работа этого цеха", — добавил архитектор.
Такие люди, кстати, вполне могут появиться. Так, в списке участников праймериз "Единой России" есть директор по развитию ООО "Союзпетрострой-Эксперт" и депутат МО "Гавань" Александр Григорьев, про которого упорно говорят, что он является сыном председателя КГА (в самом комитете не комментируют эту информацию).