Для Петербурга, однако о неизбежном падении потребления нефти стоить думать уже сейчас.
Не будучи нефтегазоносным регионом, Петербург вторит модели страны — 59% его экспорта приходится на нефть и её производные. В 2020 году по объёмам зарубежных поставок в сравнении с 2019-м случилась просадка на 11%, до 40,7 млн тонн. В деньгах провал вышел ещё больший — 40%. Если в 2019-м регион экспортировал товаров ТЭК (как это называется в отчётности ФТС применительно к Петербургу) на сумму $20,3 млрд, то в 2020-м в городской кошелёк пришло всего $12,5 млрд.
В прошлом году угрозу нефтяному бизнесу представлял COVID, снизивший потребность в транспорте, а подступающее "чудище" имеет зелёный цвет, имя ему — энергопереход, подразумевающий постепенный отказ от углеводородов. Локомотивом в этом вопросе выступает Европа с планами декарбонизироваться окончательно и бесповоротно к 2050 году. Механизм продуман до того, что заставит зарубежных поставщиков вынуть и положить доказательства об экологичности ввозимых товаров — топлива в том числе. Однако время подготовиться к снижению спроса на нефть ещё есть: по подсчётам Rystad Energy, пик потребления чёрного золота случится только в 2026 году.
Для Петербурга потеря европейского рынка критична, поскольку именно там находятся главные потребители экспортируемых углеводородов. Однако руководитель медиацентра ИРТТЭК Дмитрий Коптев спокоен: "По данным I квартала 2021 года, доля электромобилей в автопарке ЕС составляет 5,7%. За квартал было продано 146,2 тыс. электромобилей. Для сравнения: продажи новых автомобилей в Европе составили почти 1,5 млн. Так что утверждать, что уже завтра традиционный ДВС сдаст свои позиции, было бы чересчур смело".
На среднесрочную перспективу доходам от экспорта нефти и нефтепродуктов ничто не угрожает, уверены аналитики. Однако распорядиться этими средствами следует разумно, уже сейчас закладывая фундамент на будущее, когда спрос на углеводороды начнёт снижаться.
В программе ПМЭФ-2021 немало места посвящено экономике энергоперехода. "Предполагается обсудить зелёное финансирование, перспективы низкоуглеродного будущего, переработку отходов и переход к экономике замкнутого цикла. Можно предположить, что на форуме зайдёт речь об участии России в европейской системе учёта углеродных выбросов. Этот разговор ведётся уже довольно давно, но с учётом перспективы введения трансграничного углеродного регулирования со стороны Евросоюза приобретает особую актуальность", — рассуждает Дмитрий Коптев.
В Северной столице большое значение имеет сфера АЗС. Число заправок здесь на душу населения даже выше, чем в Москве. Раньше город отличался разнообразной палитрой независимых АЗС, однако после поглощения ПТК и Neste наибольший кусок заправочного пирога достался ВИНК.
Активно продвигаемая альтернатива нефти — газ, чья роль в экономике будет только усиливаться. За последний год цена на него выросла на 51% (до $2946). В мировом энергопотреблении голубое топливо занимает пятую часть. По прогнозу МЭА, спрос на газ в период с 2019-го до 2025-го будет расти на 1,5% в год, а основными потребителями будут страны АТР и Ближнего Востока.
"Так как при его сжигании образуется наименьшее содержание СО2 по сравнению с другими энергоносителями, газ рассматривается как "топливо энергоперехода" до тотальной замены ископаемого топлива ВИЭ, а его роль в экономике региона будет только возрастать", — подчёркивает директор Института развития технологий ТЭК Сергей Воробьёв.
Однако в части голубого топлива преимущество — за соседней Ленобластью, из которой начинаются обе ветки "Северных потоков". В фокусе внимания также проект СПГ-завода в Усть-Луге, обещающий стать крупнейшим газоперерабатывающим заводом в России. В конце марта 2021-го ПАО "Газпром" и Linde plc подписали соглашение, предусматривающее возможность заключения контракта на инжиниринговые услуги, поставку оборудования и обслуживание объектов газопереработки.
По словам зампреда правления "Газпрома" Виталия Маркелова, производство введут в эксплуатацию двумя пусковыми комплексами производительностью по 22,5 млрд м2 сырьевого газа в год. Пусконаладочные работы первого пускового комплекса намечено завершить к 31 июля 2024 года, второго — к 31 июля 2025-го.