Государство становится клиентоориентированным, то есть разворачивается лицом к гражданам и бизнесу. Но так медленно, что последние этого пока почти не замечают.
Клиентоцентричность государства стала главной темой делового завтрака Сбербанка, прошедшего на ПМЭФ–21. Для затравки глава банка Герман Греф привёл данные опроса ВЦИОМ, показывающие, какие страхи мучили россиян осенью прошлого года. Это прежде всего рост социальной несправедливости и неравенства между людьми (70% против 68%, по данным опроса годом ранее). Кроме того, снижение доходов (68% против 63%) и недоступность привычных товаров в связи с их дороговизной (67% против 58%).
Как выяснилось, правительство стремится в меру своего понимания облегчать людям жизнь, решая их проблемы. Но несколько другие, а не те, которые их беспокоят. Эту разницу подчеркнул Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, разграничив понятия "человекоцентричность" и "клиентоцентричность". "Человекоцентричным наше государство было всегда. Оно на протяжении 1100 лет говорило: “Я знаю, что нужно человеку, и если эта публика не хочет быть счастливой, так я её заставлю”. Это монолог. А клиентоцентричность предполагает диалог: “Я обсуждаю с людьми, что им нужно, и стараюсь делать это”".
Бизнесменов же, по данным опроса самого "Сбера", волнуют распространённость коррупции (57%), низкий уровень благосостояния населения (44%), работа контрольно–надзорных органов (42%), монополизация рынка (38%) и политическая ситуация вкупе с санкциями (36%).
Вице–премьер Дмитрий Григоренко, который, по словам Грефа, как раз и предложил концепцию клиентоцентричности государства, сказал, что она начинается с культуры чиновников. Но понять, что именно и как собирается делать правительство, из его речи было трудно. По его словам, в правительстве готовится серьёзная реформа, связанная с переходом на реестр жизненных ситуаций, после которой человеку не нужно будет получать справку в одном ведомстве, чтобы отнести её в другое.
"Переход на реестр жизненных ситуаций — это взгляд на любую ситуацию глазами клиента. А его глазами она выглядит совсем по–другому. Ему не нужна никакая справка о том, что он — это он. Чтобы достичь этого, мы вынуждены стирать границы между ведомствами", — пояснил чиновник.
Конкретный пример шагов государства навстречу бизнесу привёл вице–премьер Марат Хуснуллин. По его словам, в правительстве поставили задачу сократить на 30% инвестиционно–строительный цикл. И для этого число согласительных процедур будет сокращено со 137 до 50 уже в текущем году.
"Звучит впечатляюще, — поделился ощущением от услышанного основной владелец “Северстали” Алексей Мордашов. — Во–первых, сама постановка вопроса о том, что правительство и государство должны быть клиентоцентричными, это уже большой шаг вперёд. Теперь, мне кажется, важно наполнить всё это реальным содержанием". Но потом миллиардер очень завуалированно напомнил о фразах российских чиновников, никак не способствующих улучшению инвестиционного климата.
Например, премьер Михаил Мишустин недели за три до ПМЭФ объяснил повышение цен на продукты жадностью бизнесменов. А его первый заместитель Андрей Белоусов за пару дней до форума объявил о том, что металлурги "нахлобучили" государство на 100 млрд рублей и эти деньги им придётся так или иначе вернуть. Это слово, стоит заметить, звучало на каждой сессии ПМЭФ, где речь заходила об инвестклимате. Можно сказать, что вице–премьер просто–таки задал тон форуму.
Владелец же "Северстали" выступил в защиту жадности как двигателя прогресса и заключил: "Предпринимательская активность базируется на желании иметь больше. Это правильно и хорошо. И если люди в рамках законов хотят больше и делают что–то в этом направлении, обвинять их в этом мне кажется странным".