Университетские программы слишком отстают от жизни.
Одной из тем, обсуждавшихся на субботнем IT–завтраке в рамках ПМЭФ, стала проблема дефицита кадров. Несмотря на общее впечатление, что в IT мечтают работать абсолютно все, а разнообразные образовательные онлайн–платформы процветают, представители компаний говорят, что отрасли нужно как минимум вдвое больше специалистов.
Кадровый голод в IT компании ощутили не вчера. Два года назад Петербургу, по оценкам аналитиков, не хватало около 40 тыс. специалистов. Тогда эксперты прогнозировали, что с годами пропасть между спросом на кадры и предложением может вырасти.
"Это и случилось. Потребность в профессионалах растёт не менее чем на 8–10% в год и становится всё очевиднее. Последние несколько лет петербургские компании активно нанимают на работу программистов из Белоруссии и Молдавии", — указывает генеральный директор компании–разработчика "МойОфис" Дмитрий Комиссаров. Он уверен, что даже в перспективе 3–5 лет основную часть предложения на рынке труда будут формировать начинающие программисты.
Генеральный директор компании "Рексофт" Александр Егоров говорит, что сейчас у компаний идёт конкурентная борьба за персонал в двух направлениях: как с другими IT–организациями, так и с предприятиями иных профилей, которые занимаются цифровой трансформацией. Генеральный директор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский добавляет, что за последние 5 лет спрос на IT–специалистов сильно вырос. Сейчас, по его словам, запрос бизнеса — увеличение числа студентов, обучающихся по этим программам, более чем в 2 раза.
Генеральный директор DZ Systems, создатель "Яндекс.Маркета" Дмитрий Завалишин связывает проблему нехватки кадров с фактором оплаты труда. "Следует ожидать или роста зарплат IT–специалистов в России выше мирового уровня, или массовой пробуксовки проектов. А общемировым следует считать уровень зарплат дистанционных разработчиков (например, украинских), работающих на США или ФРГ", — говорит он.
Профессор СЗИУ РАНХиГС, доктор социологических наук Альбина Бесчасная отмечает, что средние зарплатные предложения по рынку в 2020 году выросли на 10–11% и продолжат расти, опережая инфляцию.
При этом руководители компаний не сомневаются в высоком уровне вузов Петербурга. Например, некоторые выпускники ИТМО уже вписаны в историю мирового IT. Однако многие университетские программы не отвечают веяниям времени.
"Подготовка в вузе не даёт практических знаний, достаточных, чтобы бесшовно перейти в работу по профессии. Университетское образование бежит где–то далеко позади и не успевает за потребностями рынка. Этот разрыв нужно сокращать", — комментирует CEO IT рекрутингового агентства Intella Никита Курский.
Директор Высшей школы интеллектуальных систем и суперкомпьютерных технологий (Политех Петра Великого) Владимир Ицыксон добавляет, что многие вузы до сих пор пытаются обучать информационным технологиям, используя устаревшие подходы.
Проблемы с IT–образованием носят как общий, так и специфический характер, отмечает Альбина Бесчасная. К первым она относит недостаток высококлассных преподавателей, ко вторым — необходимость постоянной модернизации технической базы, что в условиях самофинансирования вузов и тяжёлого бюрократического аппарата бывает сделать хлопотно.
Александр Егоров из "Рексофт" подчёркивает, что вузы в принципе не могут подготовить полностью готовых IТ–специалистов. Для студентов важна практика, которую можно получить, только работая на реальных проектах.
"В этом вопросе хочется видеть активную позицию Минцифры. IT–компании страны безусловно участвуют в процессе образования, работают с вузами, но без поддержки со стороны профильного министерства кардинальные изменения едва ли последуют", — говорит старший вице–президент First Line Software Владимир Литошенко.
Развивать IT–образование пытаются и сами компании. В ЦРТ, например, развивают корпоративную магистерскую программу "Речевые информационные системы" на факультете ИТиП Университета ИТМО, проводят курсы для программистов и тестировщиков. "Многих привлекают амбициозные проекты глобального уровня, в том числе зарубежные. У нас за последние 3 года экспортная выручка увеличилась в 5 раз, количество проектов возросло", — говорит Дмитрий Дырмовский.
У российского EPAM есть обучение внутри компании, куда может попасть практически любой и развиваться в IТ–сфере. У Intella создана своя система обучения, по которой готовят IТ–рекрутеров. Компания First Line Software тоже сотрудничает с петербургскими вузами, создаёт дополнительные курсы для студентов. Дмитрий Завалишин считает, что рынку нужны не "звёздные" специалисты, а крепкие середняки. А для их подготовки вузовское образование не нужно: хороший самоучитель и пара месяцев самообразования порождают джуниора.
Дефицит кадров в IT актуален для России в том числе из-за усиленного внимания властей к теме онлайн образования. Именно молодым специалистам придётся в скором времени развивать систему дистанционной учёбы. По оценкам аналитиков АПКИТ, чтобы удовлетворить потребность рынка в ИТ-кадрах, надо как минимум в 2,5 раза увеличить набор и выпуск студентов соответствующих специальностей. Этому вторят и цели нацпроектов: к 2024 году вузы должны предложить рынку 120 тыс. выпускников в сфере ИТ, а доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%.
"Сегодня знания, которые наиболее важны для цифровой экономики, например, работа с данными, — в принципе очень доступны. Единственное, что нам не хватает для успешного обучения и последующей карьеры, — это мотивация. Знание лежит под ногами. Вопрос только в желании наклониться и его поднять", — заявлял ранее директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков.
По мнению Ильи Залесского, руководителя образовательных сервисов "Яндекса", вузы в одиночку такую задачу решить не смогут, но это ощущается во всём мире. Кроме того, только студентами тут тоже ограничиваться нельзя. Речь должна идти и о подростках-старшеклассниках, и о взрослых людях, которые освоят новые навыки.