Больше, чем в Петербурге, матчей на групповом этапе Евро не сыграют нигде.
Евро неизбежен, во всяком случае в Петербурге. Что будет происходить в других странах, беспокоит меньше — всё–таки свободно разъезжать по Европе с песнями в этот раз не удастся. Для того чтобы защитить своё право посещения всех подряд матчей, нужно запастить немалым терпением и деньгами — на случай, если, скажем, в Мюнхен придётся приехать заранее и отсидеть обязательный карантин. Дания и вовсе со скандалами отказывалась пускать каких–либо иностранных болельщиков. А вот Петербург, приютивший помимо своей основной группы с Россией, Финляндией и Бельгией ещё и поляков, шведов и словаков, станет ключевым городом перенесённого турнира на групповом этапе — больше матчей не сыграют нигде. Абсолютный топ.
В условиях существующей обстановки сложно описать портрет того, кого этот факт не устраивает, даже если человек не любит футбол или любит, но не может достать билеты. Стоит помнить, что вся эта пандемийная история сейчас складывается таким образом, что именно спортивные мероприятия — особенно крупные — будут прорубать дорогу, выводящую из кризиса.
В конце мая смог побывать в Евросоюзе, и первое, что бросилось в глаза в иностранном аэропорту, — огромное количество спортсменов. Волейболисты, гандболисты, дети–хоккеисты, даже дети–колясочники — все они попались на глаза в зале отправления в течение примерно часа. Какие–то чешские дети в сопровождении родителей летели, например, в тот же Петербург. В наше–то время, когда Чехия то ли не хочет дружить, то ли опасается совсем не дружить.
Собственно, главным обоснованием моего путешествия был также спорт. Таких, как я, — ещё десяток. Капля по капле именно спортсмены будут совершать невозможное — открывать границы по миллиметру, позволять общаться с себе подобными, продолжать обмениваться опытом, пугать разницей менталитетов.
Повышенное внимание к Петербургу сейчас — глобальный тренинг на будущее, где финал Лиги чемпионов и Чемпионат мира по хоккею. И если Экономический форум — мероприятие для избранных, тех, кто может на что–то влиять, то Чемпионат Европы по футболу — абсолютно общая история.
Да, билеты — история рандомная, особенно когда к началу июня неожиданно высвободилась "дублинская" квота на матчи Швеции, Польши и Словакии. Но даже в нормальные времена ловля билетов немного напоминала подлёдную рыбалку. Пусть "Зенит" в этом ряду предлагает ряд исключений, клубная аудитория и та, что хочет приобщиться к модному событию, — разные группы. Устраивают же тематические вечера, посвящённые вологодским кружевам, на которых "встречают" друг с другом нужных людей, постепенно вовлекая их в круг потребителей кружев? Вот и здесь то же самое, только масштабнее.
Петербург оказался сильнее отказавшегося Дублина по возможностям, и здесь сложно понять, что же именно неподъёмного было в организации для ирландской столицы. Учитывая, что все алгоритмы по противодействию коронавирусной инфекции плюс–минус похожи, вопрос лишь в исполнении и интерпретации. Дублинские пабы гордо отказались клеить на столы qr–коды и требовать с посетителей справки?..
Разумеется, любые сравнения с матчами ЧМ–2018, которые проходили в Петербурге каждую неделю, неуместны: даже при заполняемости трибун 75% мы всё равно не сможем забыть, что пир идёт во время чумы. Финляндия ждала такого мощного турнира всю свою историю, а сейчас Петербург ждёт всего лишь пару тысяч финских болельщиков. Да, поезд "Аллегро" уже тестово ползает в сторону города на Неве — через год после остановки железнодорожного сообщения. Но сколько всего он привезёт гостей, пока неизвестно. Не способствуют спросу и большинство финских медиа, которые предлагают людям отказаться от поездки в Россию.
Приедут те, кто больше всего этого захочет. Наличие на стадионе флагов других стран, иностранная речь, новые эмоции и встречи — это то, что важно сейчас, когда мы начали постепенно привыкать к тому, что есть мы, а есть остальной мир. В этом остальном мире, поверьте, многим правительствам по–прежнему выгодно делать бизнес с Россией. Правда, невыгодно показывать это своему народу. Евро всем в помощь.