Светлана Селищева, председатель правления РОО "Содружество профессиональных гидов–переводчиков и экскурсоводов Санкт–Петербурга".
Об изменениях
— Сезон начался, но не для нас, большинство гидов — без работы. Отрасль всегда получала доход от организованного туризма, в том числе группового. Это пакетные предложения с набором услуг, доход от которых шёл работникам гостиниц, капитанам корабликов, гидам и т. д. Сейчас же приезжают самостоятельные туристы. Раньше логистика выстраивалась заблаговременно и получалась дешевле, чем для разрозненных туристов. В результате "дикари" платят больше, а получают меньше. И представители отрасли получают гораздо меньший доход.
Сейчас в Петербурге больше российских туристов — у них не очень принято заказывать экскурсии, максимум 2–3–4 часа. Работа же с организованными группами иностранцев занимала целый рабочий день, на 10–12 часов. Это не режим "посмотрите налево, посмотрите направо", а целый комплекс услуг, в том числе логистика, встреча, расселение, сопровождение и так далее. Разница же между работой на 3 часа и на 12 часов существенная.
О новых форматах
— Вести экскурсии в музеях на русском языке мы не имеем права, отсюда появляются все эти форматы прогулок по дворам и по парадным — хоть какая–то работа. При этом в самих музеях экскурсий недостаточно — они как бы есть, но билеты всё время раскуплены. Есть ковидные ограничения по числу человек в группе, то есть часто нужно заказывать несколько, никто не будет оплачивать такой объём услуг. Обычному человеку далеко не всегда очевидно, как заказать экскурсию. Информации на сайтах часто недостаточно. Иногда не подходит время или дата.
Об энтузиазме
— Властям не остаётся ничего другого, кроме как излучать оптимизм. Мы слышим много разных прогнозов, но совершенно очевидно, что отрасль быстро не восстановится. Раньше значительное количество туристов прибывало к нам через круизы, сейчас эта отрасль фактически рухнула, корабли режут на железо. Если раньше в Петербург приходили в день 8–9 круизных лайнеров и на каждом от 2 до 4 тыс. человек, сейчас ноль. Властям остаётся только ждать и надеяться. Мы тоже надеемся, но картинку видим другую. Кроме того, важно подчеркнуть, что зарплата чиновников никак не зависит от того, что происходит в туристической отрасли.
Светлана Селищева
О локациях
— У нас делают большие популистские проекты, а на самом деле туристический продукт должен быть другим. Например, если в городе проводится масштабное событие, задействуются самые известные достопримечательности, которым дополнительное промо не требуется. Во время экономического форума обычные туристы не могут сфотографироваться на Дворцовой, она перекрыта для концерта, или же подойти к Спасу на Крови, потому что там готовят фан–зону для Евро. То есть масштабные проекты ударяют по обычным туристам.
Сейчас много говорят о новой туристической географии. Это прекрасно, но точки притяжения должны быть другими. Дворцовая, Спас на Крови, Исаакиевский собор — туда и так придут. Было бы логичным для крупных, эффектных событий задействовать, например, Пионерскую или Московскую площади. Они достаточно большие, удобно расположены, и даже если перекрывать основную трассу рядом, есть улицы, по которым можно объехать. И жителям ближайших домов события на этих площадях не помешают.
В Петербурге есть районы, куда надо притягивать внимание и гостей. Например, в Муринский парк люди активно приезжали, когда шла речь о его реконструкции, приедут и сейчас. В Гостилицы на "Январский гром" тоже активно съезжаются гости, значит, приедут и ещё. Надо расширять список привлекательных для туристов мест, тем самым раздвигая границы города.