В "Круэлле" студия "Дисней" продолжает реабилитировать своих отрицательных героинь.
В прокат вышел фильм "Круэлла", рассказывающий о детстве, отрочестве и юности диснеевской злодейки. Этим фильмом студия продолжает начатую в 2014 году "Малефисентой" традицию пересмотра историй своих отрицательных персонажей.
"Не мы такие, жизнь такая"
У сюжета про "любительницу" пятнистых собак довольно объёмная киноистория. В 1961–м был снят мультфильм "101 далматинец". Снова вернулись к этому сюжету спустя 30 с лишним лет: в 1996–м Стивен Херек снял фильм "101 далматинец", в 2000–м — "102 далматинца". Коварную и жестокую злодейку тогда сыграла Гленн Клоуз. Спустя ещё 2 года появился анимационный сериал "101 далматинец — 2: Приключения Патча в Лондоне".
В новой концепции этой истории, срежиссированной Крэйгом Гиллеспи, каноническая версия претерпевает существенные изменения: Круэлла долгое время звалась Эстеллой, далматинцы ничуть не умилительны, а несут угрозу и даже смерть. Подельники Хорас и Джаспер теперь не бандиты, а воришки с золотыми сердцами, спасающие девочку от голода и холода. Для Круэллы/Эстеллы (Эмма Стоун) находится и объяснение её будущей жестокости и настоящей одержимости.
Не сказать, что оно выглядит убедительно, но Гиллеспи хотя бы попытался. Похожая модель уже была им опробована в "Тоне против всех" с Марго Робби в роли печально известной фигуристки Тони Хардинг.
В "Круэлле" Гиллеспи также снимает больших голливудских звёзд — Эмму Томпсон, Эмму Стоун и Марка Стронга, получает ещё больший бюджет, но дальше как будто сам бьёт себя по рукам. Да, тут есть отсылки к классической английской литературе в лице писателя Диккенса, к знаковым личностям мира моды и музыки 1970–х (основное действие приходится на это десятилетие), киноцитаты (например, эпизод, снятый без склеек пролетающей по залам и коридорам универмага "Либерти" камерой).
Ещё есть невероятно изобретательные и эффектные костюмы заглавной героини, созданные фантазией двукратной обладательницы "Оскара" Дженни Беван и отсылающие к культуре гранжа, панк–рока, опытам Вивьен Вествуд и Александра Маккуина. Эпизоды подкрепляются узнаваемым саундтреком, в который включены композиции Bee Gees, The Zombies, The Doors, Нины Симон, Queen, Сюзи Кватро, Blondie, Дэвида Боуи.
Выбор из двух зол
Яростное противостояние Баронессы (феерическая Эмма Томпсон) и Эстеллы/Круэллы, рвущейся к вершинам мира моды, занимает большую часть экранного времени. Томпсон играет зло без примесей и полутонов, лишённое любых оттенков привлекательности, и трудно вспомнить хоть что–то похожее в фильмографии актрисы.
Героиня Стоун наделена гораздо большим талантом, чем её соперница, и гораздо большими амбициями — которые реализует с размахом и на максимуме имеющихся возможностей, последовательно доводя Баронессу до белого каления. Однако всё это не способно компенсировать слабость самой истории.
Зло по имени Круэлла оказывается не таким уж и злом. Тут всё больше про детские и подростковые травмы, недостаток человеческого тепла, уязвлённость своим положением и безудержное желание самореализоваться. И собак девушка тоже любит, спасает и даже перевоспитывает. В итоге вся история смотрится как не слишком ловкая попытка объяснить антигуманные желания и поступки повзрослевшей Круэллы Де Виль.
Впрочем, режиссёру Гиллеспи и сценаристке Алин Брош Маккенне ("Дьявол носит Прада") всё равно есть за что сказать спасибо. Например, за трогательные сцены после титров, коих непременно следует дождаться, напоминающие о фильме образца 1996 года и явно намекающие на продолжение. За остроумное объяснение происхождения фамилии героини и, конечно же, за роскошный визуальный рассказ о моде 1960–х и 1970–х. Хотя два с лишним часа экранного времени — всё–таки многовато для этой истории.