Художники и администрация города выходят на новый этап отношений — стрит-арт перестал быть вандализмом. Осталось сделать его достопримечательностью.
В начале июня стало известно, что собираются закрасить портрет лидера группы "Король и шут" Михаила Горшенёва. Не менее оперативно сотрудники коммунальной службы сработали с портретом Алексея Навального, который тоже закрасили. Как и появившиеся на этом месте портреты силовика и крамольной розы. Правда в этом случае прокуратура ещё возбудила уголовное дело о вандализме из-за граффити. Но 4 июня адвокат одного из авторов рисунка сообщила ОВД-Инфо, что прокуратура отменила постановление о возбуждении дела — расследование по рисунку сочли необоснованным.
Перекрашивание "Стресса" от петербургской арт-группы "Явь" также стало многосерийным перформансом. Радужный рисунок вызвал беспокойство у местной жительницы. Горожанка посчитала, что художники портят трансформаторную будку и вызвала полицию.
Вскоре данную работу закрасили, посчитав, что это пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и вандализма. После художники заменили радужную игрушку "поп-ит" на скрепы, которые через пару часов тоже закрасили. Финальным творением на будке стал триколор и слово "Россия". В день национального праздника рисунок получил шансы прожить больше одного дня.
Стрит-художница Влада MV Picture на минувшей неделе объявила, что 13 июня в 19:00 они планируют устроить благотворительную выставку-аукцион в поддержку политических заключенных. Но адрес выставки им пришлось перенести из-за давления силовых структур на театр, в котором планировалась выставка. Координаты места встречи, которое изменить необходимо, художники сообщали по заявкам. Аукцион также решили одновременно провести онлайн в telegram-канале. Однако и это не помогло: полиция попыталась разогнать любителей искусства. Аукцион всё же провели.
Уличное искусство в Северной столице, кажется, обзавелось истинной петербургской спецификой — стрит-арт теперь нераздельно связан с акционизмом. Более того, самые известные современные российские художники в этом жанре прославились именно в Петербурге — Пётр Павленский и Павел Крисевич. В Смольном, однако, видят уличное искусство совсем в другой стилистике.
Украсить портретом
Два года назад, в феврале 2019-го, приняли законопроект, согласно которому правительство Петербурга должно разработать специальные правила размещения элементов уличного искусства и определить упрощенную форму согласования нанесения рисунков на фасадах зданий, ограждениях и заборах. Предполагалось, что ответственным за эти вопросы должен стать КГА. Но на этом процесс пока приостановился. Периодически вопросы граффити всплывают во время обсуждений в стенах Мариинского дворца, но дальше эти разговоры пока не уходили.
Следующая идея Смольного, но уже осуществившаяся в жизнь, это опрос горожан о местах для размещения проекций в центре Петербурга. Власти предложили уличным художникам перейти в диджитал-формат.
"Световое оформление предполагает оцифровку и проекцию работ художников на фасады", — сказано в комментарии пресс-службы КГА.
Демонстрировать оцифрованные граффити планируется на глухих стенах зданий. Если не будет баллончиков с краской, не будет и вреда для фасадов, отмечают в Смольном. Но директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов так не считает: "Действительно, есть разные случаи, но, мне кажется, проблема в необходимости предварительной цензуры, потому что любое несанкционированное изображение или надпись может нести угрозу. И проблема исключительно в этом, а не в красках или технологиях. Если надписи, рекламирующие торговлю наркотиками, не закрашиваются днями, а иногда неделями, а любое художественное высказывание, я даже не говорю про политическое, исчезает в течении нескольких часов, то это наводит на мысль о том, что не краска является причиной"
Еще одна идея появилась у Смольного этой весной — проект по созданию согласованных зон для нанесения легальных граффити. Пилотные пространства для стрит-арта разместятся в парке "Зима-Лето" в Колпинском районе и в Петроградском — рядом со скейт-парком под мостом Бетанкура. Но места там хватит далеко не всем, поясняют художники.
"В нашем городе полно трансформаторных будок, торцов домов, которые находятся в спальных районах с типовой застройкой и серыми фасадами. На мой взгляд, их спокойно можно было бы украсить портретом народного артиста или символами исторических событий", — утверждает Денис Четырбок, депутат Законодательного собрания Петербурга.
Как заявили в аппарате вице-губернатора Бориса Пиотровского, он тоже поддерживает все проявления и виды искусства, в том числе стрит-арт.
Задержание на госзаказе
Хорошим примером справедливости в отношении деятелей искусства может стать история семилетнего разбирательства группы уличных художников и застройщика, уничтожившего их граффити в знаковом для Нью-Йорка месте 5Pointz на Лонг-Айленде.
Как сообщает The New York Times, дело, прошедшее несколько судебных инстанций, завершилось в пользу художников, поскольку Верховный суд отказался рассматривать апелляцию застройщика, подтвердив тем самым решение предыдущих инстанций. Теперь группа граффитистов получит компенсацию в размере $6,7 млн от застройщика, нарушившего закон о правах деятелей изобразительных искусств.
Ещё один пример: полиция Детройта задержала уличного художника Ташифа Тернера, более известного как Sheefy Mcfly, когда тот рисовал граффити по заказу города. У художника не было при себе официального разрешения от мэрии. Позже сержант местной полиции Николь Кирквуд объяснила, что Тернер отказался сотрудничать с правоохранителями и был арестован за то, что оказал сопротивление.
Художник говорит, что после задержания провел сутки в изоляторе временного содержания. Сейчас Mcfly на свободе. Он подписал с властями Детройта контракт на $10 тысяч, согласно которому должен нарисовать 10 муралов. Всего программой "Городские стены" запланировано 60 граффити от 25 художников. Из бюджета на эти работы выделено $200 тысяч.
В Петербурге госзаказ на граффити пока представляется сомнительной идей как для Смольного, так и для самих художников. Однако создатели новой городской достопримечательности совсем не против комиссий.
Стрит-арт не терпит бюрократии
Директор Музея стрит-арта Татьяна Пинчук считает, что администрация города должна наделить полномочиями команду Музея стрит-арта и Паблик-арт центра, потому что они работают в данной сфере уже почти 10 лет и являются экспертами. Команда музея могла бы определять художественную ценность, создаваемых в городе произведений, и принимать решение, оставлять работу или нет. Также они хотели бы наполнить Петербург качественным паблик-артом.
"Если будет больше свободы, то будет и больше искусства в городе. Со временем качество новых работ будет становится лучше и лучше. Это нормальный процесс развития. Просто нужно больше свободы художникам и наш город будет становится красивее", — рассуждает Татьяна Пинчук.
Так считает и лидер арт-группы "Явь" Анастасия Владычкина. "В Европе есть свобода творчества. Чтобы такое же было в Петербурге, нужна независимая комиссия, которая будет в упрощённом порядке согласовывать паблик-арт. Комиссия должна состоять из людей искусства, из молодых прогрессивных ребят, а не из Союза художников. И должна быть ежегодная смена всего состава комиссии. Тогда, возможно, что-то и получится", — поделилась она.
В прочем, стрит-арт художник Loketski считает, что портрет Даниила Хармса на доме, в котором он жил — прекрасный пример компромисса между художниками и властью. Изначально ни с кем несогласованный рисунок при сильной общественной поддержке удалось сохранить. Но это скорее исключение из общего правила.
"Уличное искусство, в первую очередь, привлекательно свободой высказывания. Стрит-арт не терпит бюрократии, художественных комиссий и длительных согласований. Появляется, где хочет, но и живет недолго. Таковы законы жанра", — считает Loketski.
По словам стрит-арт художника Лёши Бурстон (BURNSTONE), за последний месяц они провели уже два больших граффити-джема с легальным рисованием на достаточно свободные темы и пришли к выводу, что компромиссом в этой истории может являться роспись каких-то зданий, которые не несут исторической ценности.
"Самая большая проблем — объяснить людям, что в этих рисунках нет ничего плохого, потому что у нас многие предвзято к этому относятся. Если ты подошёл к стене с баллончиком, то ты точно нарисуешь что-то ужасное, а это совсем не так", — подчеркнул Лёша Бурстон.
Решение конфликта видит и стрит-художница Влада MV Picture, которая считает, что компромисс состоит в работах на нейтральную тематику, это: пейзажи, портреты, абстрактные формы, некоторые социальные темы, которые удалось согласовать с властью определённого района. В этом году Влада делала уличную работу, посвящённую домашнему насилию, которую удалось сделать согласовано. Она была приурочена к Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.
"Я думаю, что при правильном подходе это может быть завуалированная критика власти, может быть сделано в метафорической ироничной форме, как например, некоторые художники 18 века: они могли делать откровенные карикатуры на придворных, которые этого даже не замечали. Но, в большинстве случаев, это должны быть аполитичные отвлечённые темы, чтобы не к чему было придраться", — рассказала Влада.