Смольный окончательно проиграл суд по цене продажи Торжковского рынка. Финал по нему вписывается в общую тенденцию споров города с арендаторами таких объектов: бизнесу удаётся отстоять право на приватизацию и заключить сделку на выгодных для себя условиях, существенно дешевле, чем рассчитывали власти.
Арбитражный суд Северо–Западного округа оставил в силе решение второй инстанции по иску ООО "Приморский сельскохозяйственный рынок" к комитету имущественных отношений.
"ДП" неоднократно рассказывал об этом конфликте: компания–арендатор подала заявку на приватизацию имущественного комплекса рынка на Торжковской улице по преимущественному праву по 159–ФЗ "Об особенностях отчуждения…". Сначала заявление долго держали под сукном, а потом выставили цену 503,9 млн рублей.
Площадь здания составляет 7 681 м2, участка — 13 942 м2. Соответственно, получилось около 65,6 тыс./ м2 торговой площади, которая не относится к категории качественной. Консультанты называли стоимость завышенной, а город объяснял её в том числе возможностью снести торговые площади и построить на их месте жильё.
В судебном процессе была проведена экспертиза, по итогам которой цену для сделки определили в 264 млн рублей. Смольный пытался оспорить решение, но в итоге проиграл.
Отметим, что итог спора по Торжковскому рынку соотносится с ранее принятыми судами решениями по Московскому и Правобережному рынкам, арендаторы которых также смогли в суде отстоять своё право на приватизацию и заключить сделки по ценам ниже тех, на которые рассчитывали власти.
Исключение — Кузнечный рынок, по которому КИО удалось выиграть дело только благодаря тому, что он является памятником. С 2015 года в законодательство были внесены изменения, запретившие целевую продажу объектов культурного наследия.
Незавершённым на данный момент остаётся спор по Некрасовскому (Мальцевскому) рынку, но здесь юристы также ожидают проигрыша властей.
Смольный изначально собирался найти для рынков новых инвесторов, которых планировалось вдохновить на модернизацию советских торговых точек. Сбрасывать со счетов арендаторов, давно работавших на объектах, было непредусмотрительно, отмечают эксперты. Рынки — выгодный бизнес, генерирующий постоянный денежный поток, поэтому сопротивление арендаторов было ожидаемым, говорят они.
Выставлять для согласованных сделок столь высокие цены тоже не имело смысла, поскольку по 159–ФЗ в Петербурге уже сложилась практика оспаривания цен, благодаря которой многим удалось добиться существенного дисконта.