Как известно, весь мировой театр в пандемию остановился. В силу многих причин. Большие скопления народа в зрительном зале — это то, что мы видим на поверхности. Гораздо глубже лежит другая проблема: артисты репетируют в очень тесном пространстве и находятся в огромной зоне риска.
Российские театры приостановили деятельность на несколько месяцев в 2020 году. Потом же зрители были осчастливлены возможностью снова видеть любимые спектакли и артистов на сцене. Но чего же это стоило артистам и театрам?
Что изменилось?
Если раньше артист мог выйти на сцену с температурой и отыграть спектакль, то теперь, во времена пандемии, невозможно подвергать риску всю труппу. Со стороны зрителей иные издержки. Конечно, они ожидают, что идут на конкретные спектакли. И частый побочный эффект болезни артиста — ползала возвращённых билетов в кассу. Несмотря на это, все театры стараются находить какие–то компромиссы в это нелёгкое время.
К сожалению, так же как и в туристической сфере, в театральной среде невозможно строить более–менее точные планы на поход в театр на конкретный состав. Даже на премьерные спектакли театры не всегда оглашают планы по актёрам заранее. Конкретика стала весьма уязвимой опцией. Репертуарная политика теперь работает только на короткие отрезки времени и без имён.
Истории воссоединения
Львиная доля артистов переболела COVID–19. Одна из самых громких историй болезней в Петербурге была связана с народной любимицей Алисой Бруновной Фрейндлих. В декабре 2020 года весь театральный мир затаив дыхание ждал новостей о её здоровье. И какая же была нескрываемая радость для зрителей БДТ, когда 86–летняя актриса вышла вновь после продолжительной болезни на сцену в спектакле "Волнение". Это действительно был максимально волнительный момент воссоединения зала с любимой артисткой.
Во многих театрах зрители ждали перенесенного спектакля из–за ковидных ограничений до года. Так, например, в московском МХТ имени Чехова редко играющийся спектакль "Карамазовы" в постановке Константина Богомолова переносили несколько раз почти 12 месяцев.
В силу того, что во многих спектаклях нет замен, болезни артиста могут быть судьбоносными для вечернего досуга всего зрительного зала. Тех же "Карамазовых" переносили день в день уже от объявленной даты переноса. И таких примеров огромное количество. И поэтому восторг от единения зрителей со столь долго ожидаемым составом артистов был по–настоящему искренним.
Практически все премьерные спектакли не по одному разу меняли свои даты первых спектаклей. "Джульетта" в БДТ долго ждала своего выпуска из–за болезни артиста. Про "Братьев Карамазовых" в МДТ долго ходили слухи без дат премьерных показов. У Мариинского театра в афише до сих пор можно встретить переносы с 2020 года. Однако почти все планы театров уже реализованы и сроки восстановлены.
Невероятное в эти сложные времена
Приглашением заграничных звёзд за последний год могут похвастаться единицы. Организатор балетного фестиваля Dance Open Екатерина Галанова всегда славится самыми топовыми мировыми коллективами в своём календаре. К величайшему сожалению, этот год подвинул все планы и гастроли двух феноменальных голландских трупп — NDT и Национального балета Нидерландов — перенеслись с апреля в неопределённое будущее.
Однако в разгар пандемии в декабре 2020 года, когда всё рушилось и закрывалось на карантин, а количество мест в зале сокращалось и сокращалось, организаторы Dance Open смогли привезти на гала–концерт испанскую балерину, звезду Баварского государственного балета Люсию Лакарру и канадца Мэтью Голдинга.
Екатерина Галанова поделилась с "ДП" своим секретом: "Были огромные проблемы с визами для артистов. Их удалось получить с большим трудом. Помогали абсолютно все: министерство культуры, дипломатические представительства, друзья в местах получения виз. В какой–то момент мне показалось, что мы подключили весь свет…"
По её словам, не менее сложной оказалась и логистика: вместо комфортного перелёта, который занял бы чуть больше двух часов, артисты добирались до России стыковочными рейсами в общей сложности почти сутки. "Из Испании Мэтью и Люсия прилетели во Франкфурт, а оттуда — через Стамбул — в Питер. Обратно летели с тремя стыковками, чтобы добраться до Бильбао. Но они сказали, что всё это того стоило", — вспоминает Екатерина Галанова.
Трудности взаимоотношений и закрытых границ
Также в пандемию в Михайловском театре дала четыре невероятных вечера балета прима Лондонского Королевского театра Ковент–Гарден Наталья Осипова. Подготовить четыре разных репертуарных спектакля в неродной труппе с разными партнёрами — это фактически подвиг. Зрители смогли увидеть "Дон Кихота", "Жизель", "Золушку" и "Ромео и Джульетту". Казалось, что вся Москва приехала в Северную столицу смотреть на свою любимицу, балетный Петербург стал центром мирового балета на эти вечера. Однако буквально неделю назад это феерическое взаимодействие было резко публично разрушено.
Так, 17 июня Осипова должна была танцевать в "Баядерке". Но, к сожалению, её выступление уже переносилось из–за того, что балерина не успевала оформить вид на жительство в Великобритании.
В этот раз правила въезда в Россию со стороны Великобритании ужесточились до 14 дней карантина. Однако театр позволил себе объявить балерину обманщицей и разорвать с ней отношения публично. Зрителям остаётся только развести руками от такого неожиданного всплеска эмоций и пожалеть о том, что дорога в Лондон пока закрыта.
Продолжаем надеяться и ждать
Одной из самых долго ожидаемых из–за пандемии в Петербурге стала звезда балета Большого театра, выпускница петербургской Академии Вагановой Ольга Смирнова. Её анонсированное выступление на фестивале балета "Мариинский" в "Жизели" не состоялось ещё в 2019 году в силу причин, не зависящих от пандемии.
Однако её же "Жизель", анонсированная вновь в 2020–м, стала первым спектаклем, который потерпел неудачу из–за закрытых театров. С 18 марта 2020 года все театры ушли на карантин. Именно на эту дату в афише стоял спектакль с её участием.
И, наконец, в 2021 году, когда уже, казалось бы, всё восстановилось и путешествия между Петербургом и Москвой более чем возможны, Ольга Смирнова сама заболела COVID–19, и спектакль был вновь отменён.
Очевидно, что все эти переносы волнуют и расстраивают как зрителя, так и театры. Но есть ощущение, что вирус нас всех так закалил, что мы готовы ждать любимых артистов годами.
Заграничные звёзды в Мариинском
Пока же Мариинский театр успешно проводит фестиваль "Звёзды белых ночей", приглашая огромное количество звёзд из совершенно разных стран.
Так, на фестивале выступят пианист Сон Чжин Чо из Южной Кореи, виолончелист Златомир Фанга из США. Солисты Рене Папе и Феруччо Фурланетто приглашены в оперные спектакли из Германии и Италии соответственно.
Немец Рудольф Бухбиндер играет в скором времени все сонаты Бетховена. А великий Пласидо Доминго прилетит из Испании, чтобы спеть в опере "Симон Бокканегра" и дирижировать "Самсоном и Далилой".