Пассажирские авиаперевозки стали приближаться к докризисным показателям за счёт внутренних рейсов, популярность которых выросла более чем на четверть.
Росавиация в пятницу, 25 июня, опубликовала показатели работы гражданской авиации России за май 2021 года. Как оказалось, в этом месяце российские авиакомпании перевезли 8,79 млн человек. В докризисном 2019 году за май было перевезено 10,9 млн пассажиров. При фактически закрытых границах львиная доля пассажирских авиаперевозок приходится на внутренние рейсы. Число пассажиров на них выросло с 6,1 млн человек в апреле 2021 года до 7,6 млн в мае. Для сравнения: в 2019 году эти цифры составляли 5,5 млн и 5,96 млн пассажиров.
Коллапс пассажирских авиаперевозок случился в апреле 2020 года, они рухнули в 10 раз. Летом началось восстановление, и в итоге прошлый год оказался по основным показателям в 2 раза хуже, чем 2019–й.
Стоит отметить, что по ключевому показателю пассажирских авиаперевозок — пассажирообороту (измеряется в пассажиро–километрах) — май 2021 года проигрывает маю 2019 года в 1,5 раза. Это объясняется тем, что протяжённость международных маршрутов в среднем больше, чем внутренних.
Этим летом можно было бы ожидать дальнейшего улучшения пассажиропотока, так как возобновляют работу некоторые международные линии: с 22 июня открыта Турция, с 28 июня — Болгария, Греция и ещё ряд стран. В июле ожидается начало полётов на курорты Египта. Но эксперты настроены пессимистично. "Учитывая коронавирусные ограничения и новые волны эпидемии, июнь 2021 года окажется, скорее всего, хуже июня–2019. Даже в июле и августе лучше не будет", — считает ведущий эксперт УК "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов.
На этом фоне вряд ли стоит рассчитывать на существенное улучшение показателей авиакомпаний. "До кризиса около трети всех перевозок были международными, они давали приемлемую доходность, а все внутренние перевозки были убыточными, — рассказывает генеральный директор компании Infomost Борис Рыбак. — А сейчас они, очевидно, ещё более убыточны. Это, по сути дела, генератор убытков. С учётом того ужаса, который творился в 2020 году, это означает, что наши авиакомпании загоняют себя всё глубже и глубже в долговую яму, из которой выбраться будет практически невозможно. Просто по логике авиабизнеса они не могут остановиться, потому что им нужно платить лизинговые платежи, зарплату, налоги".
Убытки продолжились и в первом квартале 2021 года. Например, у группы "Аэрофлот" они составили 25,14 млрд рублей. "В 2021 году убытки, скорее всего, останутся, хотя будут и не такими большими", — полагает Дмитрий Баранов.
В 2021 году продолжается спор за лидерство между двумя крупнейшими авиакомпаниями России — "Аэрофлотом" и S7. На протяжении 2020 года S7 несколько раз вырывалась по количеству перевезённых пассажиров вперёд, но по итогам года уступила государственному перевозчику.
По итогам января–мая 2021 года S7 вновь лидирует (6,455 млн человек), но отрыв от "Аэрофлота" (6,254 млн) невелик.
Одновременно за четвёртое и пятое места борются "Уральские авиалинии" и "Россия". Сейчас петербургский перевозчик немного отстаёт, хотя в 2020 году занял 4–е место после "Победы".