Если отталкиваться от взаиморасчётов, бизнес легче перенёс пандемию по сравнению с кризисом 2015 года.
Платёжная дисциплина бизнеса с точки зрения своевременности расчётов с контрагентами оказалась лучше, если сравнивать с предыдущим кризисом 2015 года, после введения против России санкций со стороны Запада.
Такие выводы содержатся в исследовании СПАРК–Интерфакс. Они основаны на ежемесячных данных о сроках проведения платежей поставщиков товаров и услуг.
"По своей силе воздействие коронавируса на своевременность расчётов оказалось сравнимо с кризисом 2015 года, но по мере смягчения карантинных ограничений и открытия экономики в мае–июне 2020 года восстановление платёжной дисциплины шло быстрее", — рассказывает Алексей Морсин, руководитель направления "Мониторинг платежей" группы "Интерфакс".
По его оценке, по итогам II квартала 2020 года 18% всех платежей бизнеса были осуществлены с задержкой более чем на 60 дней. В 2015 году на них приходилось 25%.
По итогам I квартала текущего года доля платежей с задержкой снизилась до 7,6% против 21% за аналогичный период 2016–го. Предварительные данные за апрель–май 2021 года подтверждают стабилизацию ситуации и возвращение платёжной дисциплины к обычным уровням, которые наблюдались до пандемии.
Ситуация с расчётами в малом бизнесе практически не изменилась: в январе–мае текущего года с задержкой проведено 1,9% платежей против 2% годом ранее. В 2015 году этот сегмент бизнеса допускал просрочку 10% общего объёма платежей. Чуть хуже с дисциплиной стало у среднего бизнеса: с задержкой до 30 дней проведено 18% платежей, тогда как в 2020–м — 15%.
В рэнкинге федеральных округов по платёжной дисциплине бизнеса СЗФО оказался на второй строчке с долей просрочек 3,5%. Хуже всего ситуация в Северо–Кавказском округе (11,2%), лучше — только в Уральском (3,2%).
Аналитики объясняют позитивное отличие от кризиса 2015 года тем, что государство ввело своевременные меры поддержки и коронавирус затронул лишь отдельные направления бизнеса, такие как туризм и сфера обслуживания. Но предполагают, что ситуация ухудшится.
"Безусловно, сейчас происходит восстановление спроса, но мы столкнулись с новой проблемой, высокой инфляцией, — отмечает Давид Тереладзе, доцент Международного банковского института имени Анатолия Собчака. — Рынок должен найти новое балансирующее дно, поэтому в будущем можно ожидать значительного повышения поставщиками отпускных цен".