Неделю назад в Липецке состоялся FOX ROCK FEST — первый крупный музыкальный COVID-free фестиваль в России. За 26 и 27 июня площадку на Зелёном острове посетили около 20 тыс. человек, а ПЦР-тестирование проходило прямо у билетных касс.
Тем временем в Петербурге продолжаются массовые отмены концертов и фестивалей. "ДП" решил выяснить, как живут клубы и организаторы концертов в режиме ограничений и может ли новая реальность COVID-free мероприятий как-то исправить ситуацию.
Флэшбэки из 2020-го
Согласно данным национального билетного оператора "Кассир.ру", в Петербурге отменили или перенесли около 70 концертов и музыкальных фестивалей этого лета. При этом 16% из них были запланированы ещё с 2020 года, а более 72% должны были состояться в июне.
Отмены начались с первых дней лета: 3 числа комитет по культуре заявил, что "сохранить благоприятную эпидемиологическую обстановку на фоне проведения ПМЭФ, Евро-2020 и "Алых Парусов" возможно только путём "равномерного перераспределения массовых мероприятий".
В итоге 33% концертов сдвинули без указания новых дат или площадок, почти 19% перенесли на осень, 12% — на следующий год, а ещё 8% просто отменили без поправки "обязательно состоится".
В числе самых громких событий июня оказались отмены концертов групп "Сплин", "Ария" и "Мумий Тролль", перенос фестиваля "VK-Fest" на конец августа и отозванные за нарушения QR-коды у клубов "А2" и "Аврора".
Нервный тик, обиды и финансовые потери
Организаторы в один голос утверждают, что после введения новых ограничений проводить концерты стало гораздо сложнее. В период с 12 июня по 12 июля нужно отдельно согласовывать в комитете по культуре каждое мероприятие (ранее было достаточно QR-кода), а если концерт проходит на открытом воздухе — то ещё и в Роспотребнадзоре.
Также с 21 июня клубы должны предоставлять информацию о привитых или имеющих антитела сотрудниках. При этом отозвать разрешение на проведение мероприятия из-за нарушений власти могут в любой момент. Так произошло и с концертом группы "Ногу Свело", который планировали провести 2 июля на площадке Roof Place. Организаторов уведомили об отмене за семь часов до начала.
В этот же день финансовый директор Roof Group Александр Гамаюнов сообщил "ДП", что за июнь им удалось провести только три концерта из 15, половина из которых планировалась в рамках X юбилейного фестиваля Roof Fest. На фоне происходящего локдаун уже практически не пугает:
"Нам с зимы говорят, что всё идёт к улучшению, мы готовились к проведению событий. В итоге ситуация следующая: "мы вам не запрещаем", но по факту работать невозможно. Либо мы все боремся с коронавирусом и делаем одно и тоже, либо не запрещаем проводить концерты, пока в городе идут другие крупные мероприятия, как это было в начале июня. Ситуации, в которых одним — можно, а другим — нет — вот что обидно и несправедливо".
Александр отметил, что ситуация во многом зависит от действий каждого организатора в городе. Если один проведёт концерт без должного внимания к мерам безопасности — площадку закроют и под ударом окажутся те, чьи мероприятия идут следом. Важную роль играет и поведение зрителей:
"На текущий момент люди не очень уловили, что быть в маске на событии — правила игры, которые нужно признать. Мы либо по ним играем и ходим на концерты, либо концерты будут отменять. Артистам также стоит принять свою долю ответственности: если они попросят своих фанатов встать и попеть вместе с ним — зрители это сделают".
COVID-free – утопия или реальность?
К перспективе проводить COVID-free концерты представитель Roof Group отнёсся скептически. Даже в существующих условиях большинство организаторов с трудом выходят в плюс, не говоря уже о дополнительных тратах на ПЦР-тестирование.
"Сейчас покупка билетов в принципе сложное дело — люди слабо верят, что мероприятия состоятся, многие сдают билеты. Мало кто согласится делать ПЦР-тесты, чтобы пойти на концерт: он иногда стоит дороже самого билета. Организовывать концерты только для вакцинированных — тоже не вариант: на душу населения это всё ещё незначительные цифры. Если вопрос встанет ребром, мы скорее всего будем вынуждены вновь переносить мероприятия на следующий год".
С позицией Александра согласились "А2" и "Аврора", которые успели восстановить свои QR-коды на момент выхода материала.
"В среднем клуб А2 проводит 150 концертов в год, однако за последние полтора мы провели не более 20% от этого числа. При этом объём затрат остался неизменным. Несложно посчитать, сколько мы потеряли", — сообщила арт-директор клуба "А2" Влада Заморина.
В "Авроре" с июня по август перенесли 17 концертов. При этом все мероприятия проходили в формате партера, из-за чего бар терял большую часть выручки, даже если концерт удавалось провести. Арт-директор клуба Дарья Борисова подчеркнула, что если в городе разрешат проводить только COVID-free концерты, площадки просто не смогут работать в таких условиях:
"Учитывая, что летний сезон практически полностью провален, мы не работаем в плюс совсем. ПЦР-тест стоит от 1000 рублей, а средний чек в баре на концерте 350–500 рублей. Если площадка будет за свой счёт закупать тесты, каждое мероприятие будет проводиться в минус".
Организаторы объяснили, что даже в теории выбирать между отменой концерта и организацией ПЦР-тестирования нет смысла, поскольку они просто не потянут подобные финансовые затраты.
В случае с фестивалем FOX ROCK FEST в Липецке ситуация обстояла несколько иначе. По данным Telegram-канала Baza, ПЦР-тесты на сумму около 10 млн рублей закупил миллиардер Владимир Лисин, одним из основных активов которого является Новолипецкий металлургический комбинат.
При этом на следующий день после окончания фестиваля региональный Роспотребнадзор заявил, что запретил проводить мероприятие ещё 24 июня и начал "принимать меры в связи с невыполнением предписаний". С 30 июня в Липецкой области ужесточили COVID-ограничения.
В сухом остатке получается, что самый крупный COVID-free фестиваль вообще не должен был состояться. Не стоит забывать и о том, что подобные меры безопасности — ПЦР-тестирование и справки о вакцинации — ввели и организаторы фестиваля "Дикая мята", однако это не спасло их от отмены мероприятия в Тульской области.
Утопичными COVID-free концерты назвала и врач-инфекционист Анастасия Холодная:
"Здесь сложности как организационного характера — обеспечить массовое тестирование, учитывать время на получение результатов, кадровые ресурсы, логистику с получившими положительный ответ… Всё это сопряжено с дополнительными финансовыми нагрузками".
При этом если зрители будут самостоятельно сдавать ПЦР-тесты перед концертами, вопросы о качественности выполненного исследования также останутся открытыми.
Без масок и правил
Пока именитые площадки и организаторы крупных концертов пытаются выполнять существующие ограничения, небольшие заведения не видят смысла в согласовании мероприятий.
Создательница и организатор фестиваля "Наши Люди от Питера до Ленинграда" Мария Стрельникова рассказала, что многие городские клубы предпочитают действовать на собственный риск и страх, попросту не оповещая власти о проведении концертов.
Главная причина работы "в серую" — страх потерять QR -код, дающий право вести предпринимательскую деятельность в период пандемии. Отозвать разрешение могут в том числе из-за посетителей без масок, а восстановить его удастся только после устранения всех нарушений. Порой это занимает до трёх недель.
"Если в этот момент заканчивается ещё и лицензия на алкоголь — можно закрываться окончательно: продлить лицензию без QR-кода не получится, клуб в любом случае будет приносить убыток. Сейчас все боятся, что введут QR-коды как в Москве, многие готовы работать даже если всё закроют", — отмечает Мария.
Да что говорить — работают и сейчас. Пока одни клубы терпят убытки из-за отмены концертов, другие зарабатывают на продаже алкоголя. В ночь перед публикацией материала, "ДП" побывал в центре города, где дэ-факто не существует запрета на работу с 2:00 до 6:00.
В половину второго ночи Думская улица светилась от неоновых вывесок, а на тротуарах едва нашлось место для петербуржцев и футбольных фанатов, желающих праздника.
Каждые пару метров прохожих атакуют так называемые "зазывалы", приглашающие зайти в бары, которые по факту работают как ночные клубы. На вопрос: " А до скольки работаете?" "ДП" услышал следующее:"До последнего клиента — 8–9 часов утра, где-то так".
После двух часов ночи "ДП" удалось побывать в трёх переполненных заведениях, где не идёт речи о термометрии, социальной дистанции и масках. Последние не надевают даже сами сотрудники.
Бармен одного из баров на Думской не соблюдает масочный режим, ночь 4.07.2021
В одном из баров на танцполе практически не было места, а также продавались шарики с закисью азота — их купили как минимум шесть человек, хотя с 1 января 2021 года продажа так называемого "веселящего газа" запрещена на федеральном уровне. Опустошённые шары посетители оставляют прямо на диванах.
Опустошённый воздушный шар в одном из баров на Думской, ночь 4.07.21
Другой бар запомнился толпой туристов и отсутствием вентиляции: в помещении площадью около 25 кв. м2 через дымовую завесу удалось разглядеть 40–45 человек. Люди курили кальян, танцевали и обнимались.
Там же удалось выяснить ещё один интересный момент: взятый на баре в 2:04 виски-кола волшебным образом отразился в чеке, как купленный до полуночи.
За время прогулки по Думской, "ДП" не заметил ни одного закрытого клуба. Самые осторожные отключили вывески, приглушили свет в зале и воспользовались жалюзи, однако пересчитать их буквально удалось по пальцам одной руки.
Отметим, что сотрудники полиции приехали на Думскую около 1:55, однако никакого рейда и задержаний не последовало.
В половину третьего ночи они просто стояли у одного из заведений и наблюдали за происходящим вокруг. Примечательно, что за 10 минут до этого "ДП" стал свидетелем драки, однако сотрудников правоохранительных органов рядом не оказалось.
Полиция на Думской улице, ночь 4.07.2021
На улице Рубинштейна всё оказалось гораздо спокойнее: там был открыт примерно каждый пятый бар. При этом большинство заведений организовали "работу на вынос" и просто пересадили гостей на летние веранды. Большое количество посетителей и переполненные танцполы были замечены лишь в трёх заведениях.
Улица Рубиншейтна, ночь 4.07.2021
Никакого праздника?
Если небольшие клубы продолжают игнорировать частичные ограничения (да ещё и с таким размахом), организация COVID-free мероприятий в Петербурге попросту не имеет смысла, даже в случае финансовой возможности обеспечить ПЦР-тестирование для всех зрителей.
Учитывая ситуацию с Думской улицей, возникает резонный вопрос: почему из-за танцев и отсутствия масок отменяется концерт, но не закрываются тесные невентилируемые клубы? Судя по трафику, за ночь Думскую посещает не менее 1 тыс. человек, в то время как максимально допустимое количество зрителей концертов на сегодняшний день составляет 3 тыс.
Очевидно, что большинство маленьких площадок, основная выручка которых напрямую зависит от количества проданного алкоголя, продолжат свою работу даже в случае локдауна, а количество нарушений возрастёт в разы. Разумеется, представители профильных ведомств могут повлиять на сложившуюся ситуацию путём санкций и штрафов, однако судя по ночной жизни города, эти методы не слишком эффективны.
При этом клубам и концертным площадкам, зарабатывающим деньги в основном благодаря сотрудничеству с музыкантами, скорее всего придётся закрыться и хорошо, если на не слишком длительный срок. Продажи алкоголя не покроют все расходы организаторов, а работать и проводить концерты нелегально у них попросту не получится — для продажи билетов нужны как минимум афиши, которые уже — анонс мероприятия.
Для понимания — залы "А2" могут вместить 1,5 и 5 тыс. человек, "Севкабель Порт" — 2,5 тыс., а "Аврора" — 2 тыс. зрителей. Если уже при максимально допустимом числе зрителей в 3 тыс. человек такие клубы в лучшем случае "выходят в ноль", нетрудно представить, какие финансовые убытки они понесут при сокращении числа зрителей и введении новых ограничений.
Остаётся только надеяться, что в случае введения новых ограничительных мер, или утверждения обязательных COVID-free мероприятий, власти Петербурга разработают и другие нормативные акты. А именно — меры поддержки для организаторов концертов, которые позволят клубам зарабатывать на музыке, не нарушая закон.