Петербург должен был на время стать футбольной столицей. Но не стал.
Чемпионат Европы ещё продолжается, осталось выявить победителя. Но для Петербурга всё завершилось уже в минувшую субботу — на поле стадиона на Крестовском прошёл заключительный матч европрограммы, четвертьфинал между Испанией и Швейцарией.
Город на Неве должен был стать одним из главных центров чемпионата, здесь прошло целых семь матчей турнира — больше получила только британская столица. Но город и футбол существовали всё–таки отдельно друг от друга, пересекаясь только на небольшие промежутки времени.
Причин для этого много, но "ДП" выделил основные.
Опоздали с раскруткой
Ещё в мае мало кто из петербуржцев и гостей города (за исключением футбольных болельщиков) знал, что вскоре в Северной столице пройдут матчи с участием лучших игроков Европы. Всего за неделю до начала в Петербурге совсем не ощущалось приближение футбольного праздника.
Экономический форум, проходивший здесь в первые дни июня, затмил собой предстоящий чемпионат.
И только с началом турнира на каждом углу появились яркие фиолетовые указатели с надписью "Евро–2020", а на Московском вокзале болельщиков встречали плакаты с очертаниями города, раскрашенные в фирменные цвета турнира — белый и фиолетовый… Периодически всё выглядело эффектно, но время было упущено.
Иностранный легион не доехал
В дни ЧМ–2018 Петербург посетил миллион болельщиков, из которых 600 тыс. были иностранцы. Правительство города зафиксировало рекордный рост туристического потребления — расходы туристов составили более 8 млрд рублей.
На этот раз всё оказалось значительно скромнее. За 3 дня до первой игры вице–премьер правительства РФ Дмитрий Чернышенко заявил, что паспорт болельщика, дающий право посещения "Газпром Арены", получило 30 тыс. иностранных граждан. Но и эта цифра оказалась завышенной.
Пандемия в очередной раз нарушила все планы. Мало кто рискнул поехать в Россию. Самый большой десант высадился из Финляндии — около 6 тыс. человек на матч с Россией.
На остальные игры больше тысячи интуристов до стадиона не добиралось. А общее их количество, по информации "ДП", не превысило 15 тыс.
Естественно, без гостей со всего света турнир стал намного преснее. Такого карнавала, как ЧМ–2018, где улицы и стадион заполняли красочные латиноамериканцы, загадочные африканцы и экспрессивные европейцы, мы не увидели.
Третья причина плавно вытекает из второй. В отсутствие наплыва зарубежных болельщиков почувствовать вкус турнира могли отечественные любители футбола. Но "Газпром Арена" пустовала при 50%–ной разрешимой вместимости, если исключить два матча сборной России.
Даже четвертьфинал не подарил допустимого аншлага. Россиян смутили высокие цены на билеты: на матчи группового турнира самые дешёвые стоили 50 евро, на четвертьфинал — от 250 евро. Зажиточных бюргеров Европы такие суммы, может, и не смутили бы, но для жителей нашей страны ценник явно кусался. Хотя тут претензии не к оргкомитету, а к УЕФА.
Провал сборной
Если сборная побеждает, то интерес к футболу возрастает в разы — даже среди той части населения, которая обычно им не интересуется. Но на Евро российская команда выглядела очень депрессивно. Уже в первом туре — разгромное поражение, потом вымученная победа над аутсайдером и вновь — позор!
В городе выделили три фан–зоны для любителей футбола, которые, по официальным данным, приняли у себя почти 170 тыс. человек. Одна из них находилась на Конюшенной площади и называлась "Футбольная деревня".
На Дворцовой расположилась зона публичного просмотра матчей стадии плей–офф. Третьей точкой стала фан–зона во дворце спорта "Юбилейный".
Но атмосферу футбольного праздника можно было прочувствовать только в "Футбольной деревне" и то — на матчах сборной России: с песнями, плясками и активным болением… Да и там пыл угас, как только Дзюба с партнёрами завершили свой бесславный путь.
Впрочем, устроить всеобщий праздник — это задача, которая не всегда по плечу даже самому лучшему оргкомитету. Тем более что никаких особых претензий у УЕФА к Петербургу не возникло, а атмосфера турнира — понятие субъективное. Да и времени на размышления не так много.
До следующего грандиозного футбольного события, которое пройдёт в городе на Неве, — финала Лиги чемпионов — уже меньше года. И Россия уже рассматривает возможность проведения чемпионатов Европы — 2028 или 2032.