Продолжается прокат эксцентричной французской комедии "Жвалы" от Квентина Дюпьё.
Европейский кинематограф продолжает удивлять неожиданными — и порой не вполне логичными — сюжетными ходами. Для зрителей, привычных к голливудским блокбастерам, такой подход может показаться очень странным и даже отвернуть от просмотра.
Но надо признать, что что–то в этом подходе есть. Надо просто принять до начала фильма, что на экране будет твориться безумие, и постараться этим насладиться.
Тузы в рукавах
Сюжет фильма "Жвалы", снятого в прошлом году и сейчас идущего в городских кинотеатрах, именно таков. Здоровяк Маню (Грегуар Людиг) ночует в спальном мешке на Лазурном побережье, где по утрам его будит прилив, перебивается случайными заработками, но ничуть не унывает.
Однажды ему дают простейшее задание: отвезти из точки А в точку Б небольшой чемодан, за что обещают 500 евро.
Транспортный вопрос Маню решает дедовским способом — угоняет видавшую виды машину, которую владелец неосторожно оставил открытой. А чтобы не скучать в дороге, прихватывает приятеля Жан–Габа, тоскующего на маминой бензоколонке и с радостью откликающегося на заманчивое предложение.
Совсем немного проехав, приятели вдруг слышат какой–то шум и обнаруживают в багажнике гигантскую муху, которую Жан–Габ немедленно предлагает выучить грабить банки.
Более дикую, если не сказать идиотскую, завязку придумать сложно, но у Дюпьё наверняка припасены еще тузы в рукавах, которые он явит в следующих работах. Да и ждать от режиссёра, у которого автомобильная покрышка оживает и принимается уничтожать людей и невинных кроликов ("Шина", 2010), а кожаная куртка подчиняет её владельца своей воле ("Оленья кожа", 2019), чего–либо рационального, разумно объяснимого не стоит совершенно.
Раздвигая границы безумного
В "Жвалах" причинно–следственные связи тоже никого не интересуют. Единственное объяснение, почему всё так, а не иначе, находится в незамысловатом ответе — а потому что!
Например, Маню и Жан–Габ даже не пытаются узнать, откуда вообще могло взяться насекомое таких исполинских размеров. Принимают как данность и двигаются дальше по течению, которое их заносит то в пустынное место, где в трейлере живёт одинокий старик, то на роскошную виллу в компанию юных скучающих буржуа (среди них выделяется героиня Адель Экзаркопулос, которая после полученной травмы головы разговаривает только криком).
Но использовать обстоятельства с пользой не выходит, хоть тресни: украденный у старика трейлер сгорает, потому что кое–кто не выключил вовремя плитку, с виллы приходится уносить ноги, муха готова сожрать всё, что попадает в поле зрения её оранжевых глаз. Разве что с заданием чудом, но всё–таки справляются.
Границы безумия стремительно раздвигаются, и уже не удивляешься, когда незнакомая девушка принимает Маню за экс–одноклассника, а в чемоданчике оказываются вставные зубы, которые их получатель тут же надевает поверх родных. Почему бы и нет?
При этом Дюпьё не пытается поучать, социально критиковать кого бы то ни было и вообще вести разъяснительную работу на тему состояния современного общества. Ощущение такое, что режиссёр решил немного отдохнуть от заковыристых идей, им до сих пор продуцируемых, и снять незатейливый роуд–муви с вкраплениями педагогической поэмы про двух остолопов, которым нет–нет да и начнешь симпатизировать.
Иначе говоря, иногда оказаться в состоянии незамутнённого сознания, помноженного на жизнелюбие, весьма полезно, дабы плита экзистенциальной тоски не придавила окончательно.