ВЭБ.РФ обратил взыскание на активы петербургского миллиардера Александра Ебралидзе в ООО "Современные технологии обработки древесины" (СТОД)
В декабре 2013 года ВЭБ.РФ выдал СТОД два кредита на общую сумму порядка 180 млн евро. В залог банку были переданы 88,6% долей в СТОД. Это 45,7%, которыми владел напрямую Александр Ебралидзе (№ 33 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2020), 11,43% (принадлежали ООО "Талион Принцепс") и 31,43% (АО "Талион"). И "Талион Принцепс", и "Талион", по данным сервиса "Контур.Фокус", связаны с самим предпринимателем.
"Судебные мероприятия по обращению взыскания на заложенные ВЭБ.РФ доли реализованы с целью максимального удовлетворения имеющихся требований. При этом компания рассматривает различные варианты урегулирования задолженности", — заявили "ДП" в пресс–службе ВЭБ.РФ.
Действительно, госкорпорация масштабно развернула своё наступление. Так, арбитраж Петербург и Ленобласти уже обратил взыскание на 11,43% долей СТОД, определив цену этого актива в 2,8 млн рублей для публичных торгов. Адвокат Александр Соколов, представляющий интересы Ебралидзе, считает преждевременным комментировать ситуацию. "Сейчас вынесено решение только первой инстанцией, и оно уже обжаловано. А по другим спорам даже решения первой инстанции нет", — говорит он.
Пока в двух других спорах (об обращении взыскания на 45,7 и 31,43% долей СТОД) решаются другие вопросы. В первом случае обсуждается назначение экспертизы для определения рыночной стоимости долей, во втором — банк просит назначить за залог цену 7,7 млн рублей. А параллельно госкорпорация банкротит Александра Ебралидзе с требованием на 34,1 млрд рублей. Решения суда об обоснованности претензий ВЭБ.РФ пока нет.
По данным "Контур.Фокус", СТОД — деревообрабатывающая компания с юридическим адресом в Петербурге, но производственные мощности находятся в Торжке (Тверская область). За последний год кредиторская нагрузка на компанию выросла на 57%.
Основная проблема, с которой может столкнуться госкорпорация, — отсутствие интереса к покупке залога, полагает Владимир Комаров, управляющий партнёр GRATA International St. Petersburg.
Ещё одна сложность — необходимость получить согласие других участников ООО на отчуждение доли. "Предположу, что кредитор будет реализовывать все доли одним лотом, дождавшись судебных решений по другим аналогичным спорам", — прогнозирует Владимир Комаров.
В рамках экспертизы установить стоимость долей СТОД выше ноля будет крайне затруднительно, полагает Екатерина Михальская, управляющий партнёр "Прайм Эдвайс". По данным финансовой отчетности за 2020 год, компания обладала активами в размере 29 млрд рублей, а суммарные её обязательства достигли 44 млрд.
"Качество активов при этом оставляет желать лучшего: дебиторская задолженность — 5,9 млрд рублей, что при выручке 6,5 млрд выглядит как минимум подозрительно: покупатели, по сути, не платят год с момента покупки", — резюмирует Екатерина Михальская.