На обучение в каких городских вузах придётся потратить больше всего денег и на кого дороже всего учиться в новых коронавирусных онлайн-реалиях, выяснял "ДП".
Если в прошлом году петербургские вузы решили не повышать стоимость обучения для абитуриентов в связи с пандемией, локдауном и общей тяжёлой экономической ситуацией в стране, то в нынешнюю приёмную кампанию цены начали расти.
С прицелом на инфляцию
По словам председателя совета по координации приёма в вузы Петербурга Анатолия Оводенко, изменение стоимости обучения в государственных вузах происходит с поправкой на годовую инфляцию. Частные вузы при этом могут изменять цены, как сами посчитают нужным.
В этом году государственные вузы решили учитывать уровень инфляции и повысить цены, хотя в прошлом году, как они рассказывали "ДП", от подобной политики отказались. По данным ЦБ на июль 2021 года, годовая инфляция в России превысила 6%, хотя, скорее всего, вузы действуют в рамках официального значения инфляции 3,7%, закреплённого в законе о федеральном бюджете. По крайней мере, так сделали в СПбГУ.
Цены на обучение в государственных вузах также зависят от стоимости подготовки, которую государство определяет по каждому направлению и в соответствии с ним финансирует вузы: на какие–то специальности выделяется больше средств, на какие–то меньше.
Оводенко отметил, что нынешняя приёмная кампания по организации практически не отличается от прошлогодней, когда срочно пришлось перестраивать многие процессы внутри вузов. Но все эти изменения, по мнению эксперта, в будущем могут повысить конечную стоимость обучения.
"Появление онлайн–обучения приведёт только к подорожанию. Для организации удалённой учёбы, особенно для технических специальностей, нужно выделить дополнительный бюджет. При этом разные специальности требуют разных денежных затрат. Так, экономистам это обойдётся дешевле, чем инженерам, которым необходимы полноценные лабораторные занятия. Особенно это касается специальностей, связанных с искусственным интеллектом и робототехникой", — отметил он.
Дистанционные технологии становятся всё более распространенными, но переходить на онлайн-учёбу полностью, когда не будет ковидных ограничений, пока рано, полагают эксперты.
"В вузе годами развивали дистанционку, начав с ДПО, но тут обнаружился психологический минус — технологии не должны расслаблять и отменять осознанности выбора, — рассуждает проректор по образовательной деятельности, заведующий кафедрой комплексного обеспечения информационной безопасности ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова Сергей Соколов. — Когда был максимум очного общения, абитуриенты с родителями могли при личной встрече окончательно определиться с кафедрой. А по названиям и описаниям в интернете выбрать будущую профессию очень сложно — абитуриенты ставят галочки, не всегда понимая отличия в направлениях подготовки. Поэтому лучше задать вопрос вживую, чем ошибиться с выбором.
"Доля курсов, которые мы выкладываем в нашу электронную среду, достигает 90%, хотя занятия мы ведём очно, — добавил начальник управления по приёму Санкт-Петербургского государственного технологического института Сергей Вихман в комментарии петербургским СМИ. — Думаю, что с учётом разной трудоёмкости смешанные программы должны позиционироваться отдельно. У нас по ним учатся заочно и очно-заочно. Для цифровизации образования нужны отдельные стандартизированные программы или их части для разных платформ. По образовательным стандартам всё, что можно перенести в электронную среду, надо переносить, и оставить только то, что требует очного присутствия".
Анатолий Оводенко критикует акже и новые правила по онлайн–подаче документов. Так, с прошлого года абитуриентам в течение первого года обучения можно предоставлять оригиналы документов об образовании, с которыми он поступает. По словам Оводенко, всё это создало для вузов лишние проблемы.
"В Петербурге 70% иногородних студентов. Представляете, какая неразбериха может получиться? Кроме того, я отрицательно отношусь к отсутствию поимённых списков к поступлению. Сейчас каждый абитуриент обозначается номером. Родители выпускников вообще ничего не понимают и не могут контролировать процесс поступления и зачисления", — заключил он.
Начальник учебно–методического управления СЗИУ РАНХиГС Анна Шматко рассказала "ДП", что повышение цен в этом году было, но небольшое, кроме того, их можно компенсировать получением скидки от вуза.
"Стоимость обучения вузами устанавливается до начала приёма документов от абитуриентов. В СЗИУ РАНХиГС приказ о стоимости обучения в 2021 / 2022 учебном году был подписан 31 мая 2021 года.
Такие приказы в обязательном порядке размещаются на сайте каждого вуза, и мы в этом плане не являемся исключением. По сравнению с ценами 2020–го стоимость обучения в СЗИУ РАНХиГС в 2021 году увеличилась только по некоторым, наиболее популярным в 2020 году, направлениям, но это увеличение составило всего–навсего порядка 2,5% от стоимости обучения за семестр и вызвано исключительно инфляционными процессами.
Во время общения с абитуриентами мы обратили внимание, что многие поступающие в Институт считают наши цены вполне адекватными. Также отмечу, что в СЗИУ РАНХиГС уже несколько последних лет действует гибкая система скидок, позволяющая уменьшать стоимость обучения в индивидуальном порядке в зависимости от академической успеваемости студента. Такая скидка максимально может составить до 20% от стоимости обучения, что позволяет наиболее успешным студентам полностью нивелировать прошедшее повышение", — пояснила Анна Шматко.