Цены на овощи у ретейлеров начинают снижаться, но всё равно будут на 10-15% выше, чем в прошлом году.
О том, что Минпромторг будет требовать от крупного ретейла снижать цены на овощи сообразно снижению цен у производителей, на днях заявил замглавы министерства Виктор Евтухов.
Чуть ранее председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев отмечал, что падение стоимости закупки овощей у производителей должно произойти с появлением на рынке нового урожая. В этом году он начал поступать с небольшим опозданием. Причина, как напомнили в исследовательской компании "Новые технологии", в том, что весной 2021 года из-за непогоды посевная кампания задержалась в среднем на 2 недели.
По данным Караваева, снижение закупочных цен по отдельным видам овощей уже было зафиксировано по состоянию на 14 июля. Так, белокочанная капуста подешевела на 12% относительно середины июня, картофель — на 56%, репчатый лук — на 11%, морковь и свёкла — на 30 и 65% соответственно.
В ответ на запрос "ДП" в пресс–службе АКОРТ отметили, что в целом изменение цен на полках торговых сетей идёт вслед за изменением цен поставщиков и производителей.
"При этом у каждой торговой сети существуют собственные формализованные открытые процедуры закупок, по ним проводятся переговоры с поставщиками и обсуждаются цены поставки. Обычно в качестве обоснований для изменения цен поставщики приводят подорожание удобрений и посевного материала, колебания валютного курса, рост коммунальных платежей и иные объективные причины", — добавили в ассоциации.
Постепенное замедление
По данным Росстата, в июне 2021 года цены на плодоовощную продукцию были на 11,16% выше, чем в июне 2020–го. Их рост почти вдвое превысил уровень инфляции. В конце июня (с 22–го по 28–е число) цены на плодоовощную продукцию по стране выросли на 0,5%. А неделей ранее — на 1,5%. Активнее других овощей дорожала морковь, цена которой с начала года увеличилась почти в 2,5 раза.
"Плодоовощная продукция в начале лета по сравнению с апрелем этого года стала дороже на 2,9%, а по сравнению с маем прошлого года — на 8,2%. Килограмм свёклы в мае прошлого года стоил 11–12 рублей, а к июлю этого года — в среднем 60 рублей, картофель вырос в цене с 16–17 до 27 рублей, капуста — с 9 до 12 рублей. Подешевел только лук — с 25 до 12 рублей. Такое снижение стоимости связано с сезонными поставками из Молдовы, Казахстана, Египта и Краснодарского края", — отмечают в пресс–службе "Новых технологий".
В июне цена снизилась лишь на некоторые овощи. Так, огурцы подешевели на 21,8% за месяц, а за неделю — на 4,6%. Цены на томаты снизились на 25,3 и 6,2% соответственно. Позднее, 7 июля, Минсельхоз сообщил, что поступление на рынок нового урожая привело к снижению цен на овощи "борщевого набора". По данным министерства на начало июля, средняя цена производителей на картофель за неделю уменьшилась на 2,7%, на лук — на 13,2%, на морковь — замедлилась до +0,1%.
О постепенном снижении цен в один голос говорят и сами ретейлеры. В пресс–службе "Ленты" утверждают, что с конца прошлой недели наблюдают сезонное падение цен на овощи открытого грунта — свёклу, картофель, капусту, лук и морковь.
В "Верном" уверены, что цены на грунтовые огурцы, томаты, перец, кабачки и баклажаны продолжат снижаться. На прошлой неделе в сети уже подешевела морковь, свёкла и арбузы — на 15–20%, кабачки, баклажаны и перец — на 15%. В сети также прогнозируют удешевление слив и дынь с началом сезона.
Директор Плодоовощного союза Михаил Глушков отмечает, что с каждым днём валовой сбор овощей "борщевого набора" растёт, а цены на них — падают. Впрочем, эксперт убеждён: директивно требовать от ретейла резать полочные цены просто несвоевременно.
"Если сети сейчас заставят это делать, они будут вынуждены отбивать убытки за счёт других категорий товаров", — рассуждает он.
Неприятные скачки
В конце июня в ходе прямой линии президент Путин объяснял подорожание фруктов и овощей общемировыми тенденциями и недостаточностью отечественного производства. Он отмечал, что в 2020 году картофеля было произведено более 19 млн тонн, в 2021–м планируется вырастить 22 млн, чего должно хватить на покрытие внутреннего потребления.
Генеральный директор исследовательской компании "Технологии роста" Тамара Решетникова считает, что обеспокоенность ситуацией с ценами в этом году обоснована: такого сильного подорожания сезонной фреш–продукции, как в этот раз, не было давно.
"Скачок был огромный: цены повышались в зависимости от вида продукции от 15 до 50% и даже больше, пример — те же морковь и свёкла, которые стали стоить дороже 100 рублей за килограмм, — напоминает Решетникова. — Далее по цепной реакции взлетели цены на бананы. Не могу сказать насчёт реальных производителей, но наши поставщики, видимо, решили увеличить себе маржу за счёт экзотических фруктов".
Михаил Глушков напоминает: в 2019 году был профицит моркови, зато в 2020–м её посадили гораздо меньше, в итоге отечественная морковь раньше закончилась, а её место на полках магазинов занял импорт.
Кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Елена Жиряева в числе факторов, влияющих на цены, называет подорожание удобрений, увеличение затрат на организацию полива в связи с жаркой погодой.
Другие эксперты указывают и на дефицит овощехранилищ, а также на постоянный рост стоимости бензина, из–за которого усложняется транспортировка овощей.
Тем не менее ситуация на рынке не вызывает опасений у экспертов: новый урожай поступит в магазины с небольшим опозданием в 2–3 недели.
По прогнозам "Технологий роста", в августе–октябре "борщевой набор" подешевеет относительно теперешней его стоимости, но обойдётся потребителю минимум на 10–15% дороже, чем годом ранее. При этом в "Новых технологиях" считают, что осеннее снижение цен на овощи и фрукты будет незначительным.
"Рост цен на плодоовощную и прочую продукцию, который мы видели в начале лета, вряд ли остановится. Российские аграрии закупают за границей семена, удобрения, пестициды, технику. Следовательно, на цены отечественной плодоовощной продукции влияет динамика курса рубля. При хороших урожаях и сборе рост стоимости некоторых продуктов питания может лишь замедлиться", — считают аналитики.
Оценивая общую ситуацию на рынке, Михаил Глушков обращает внимание на его разбалансированность. Плавного поступления продукции обычно не происходит, а потребительские цены скачут от завышенных (весной, с появлением на полках импорта) до слишком низких (осенью).
"Я считаю, что рынку необходимы рекомендации государства, в каком регионе и что посадить, в каком количестве", — говорит Глушков.
Без рук
Иначе обстоят дела с ягодами. На цену их реализации влияет возможность использовать услуги трудовых мигрантов. В этом году рабочих рук не хватало, поэтому часть ранних косточковых ягод (вишня, черешня) просто не успели дойти до потребителя.
Тамара Решетникова подчёркивает, что у вишни и черешни короткий срок сбора и реализации урожая. Поэтому и цены на них были высокими.
Елена Жиряева в свою очередь считает, что этим летом вовсе не стоило рассчитывать на хороший урожай ягод: из–за жары они становятся малосочными.