Петербургская верфь выплатит неустойку за инцидент с бревном

Автор фото: Ковалев Петр

Невский судостроительно-судоремонтный завод выплатит неустойку 13,6 млн рублей за судно–спасатель, опоздавшее в порт поставки из-за попавшего в винт бревна.

Предметом спора стал заказ на постройку многофункционального буксира–спасателя мощностью 2,5–3 МВт, который был поставлен позже оговорённых контрактом сроков. Невский ССЗ должен был подписать акт приёма–передачи серийного (второго) судна в ноябре 2019 года, однако сделал это почти на месяц позже. Иск верфи в марте 2021 года предъявило ФКУ "Дирекция госзаказчика", потребовав взыскать 18,6 млн рублей за 21 день просрочки.
По данным открытых источников, речь идёт о строительстве серии судов проекта MPSV–12 ледового класса Arc5, предназначенных для патрулирования и аварийно–спасательных дежурств. В декабре 2019 года (а именно этот месяц упоминается в материалах дела в связи с неустойкой) Невский ССЗ передал Морспасслужбе буксир "Калас" этого проекта.
В ходе рассмотрения дела ответчик пояснил, что передать судно в срок помешали обстоятельства непреодолимой силы, о которых заказчик был уведомлён.
В частности, представитель верфи рассказал, что в сентябре 2019 года при выходе из Большого порта Санкт–Петербурга в винто–рулевой комплекс судна, которое буксировало в порт поставки построенный заказ, попало берёзовое бревно. Оно заклинило винт правой машины, что привело к остановке двигателя.
"В тёмное время суток и при плохих погодных условиях визуально обнаружить находящееся в полупогружённом состоянии бревно не представляется возможным. Существующие радиолокационные средства не обеспечивают обнаружение затопленных или полузатопленных объектов, таких как бревно (топляк)", — приводится позиция ответчика в материалах дела. Из–за этого оба судна были вынуждены вернуться в порт для осмотра и ремонта.
Возобновить движение удалось через несколько дней. Прибыв в Мурманск, суда вышли в сторону порта поставки (Петропавловск–Камчатский). Однако через 2 дня они остановились из–за ухудшения ледовой обстановки и решили дождаться каравана на ледокольную проводку.
Юристы Невского ССЗ также отмечали, что, по их мнению, просрочка составила не 21 день, а восемь. Заказчик при расчёте неустойки исходил из даты прибытия судна в порт. Однако перед передачей оно подлежало ещё осмотру и испытанию на плаву.
Арбитражный суд Москвы посчитал расчёт Невского ССЗ более приемлемым. Он решил взыскать с верфи 13,6 млн рублей, в остальной части иска — отказать. На заводе не смогли оперативно прокомментировать решение по делу.
По структуре решения нельзя сказать, что суд квалифицировал приведённые ответчиком обстоятельства как форс–мажор и сделал эту квалификацию основой своего решения. Вместо этого он использовал их как основание для снижения неустойки по ст. 333 ГК РФ, говорит партнёр юридической фирмы Ru.Courts Алексей Агеев. По его мнению, если запрет органов экспортного контроля иностранного государства можно отнести к форс–мажору, то в отношении попадания бревна в винт судна и неблагоприятных погодных условий такой вывод сомнителен. "Само по себе наличие топляка в водах около Санкт–Петербурга не является чем–то исключительным, и опытный судоводитель должен это учитывать. То же самое можно сказать и о погодных условиях", — полагает эксперт.
Верфь предприняла немало усилий, чтобы сократить период просрочки и тем самым снизить убытки истца, и решение о частичном удовлетворении выглядит правильным, резюмирует Агеев.
ООО "Невский ССЗ" входит в Объединённую судостроительную корпорацию. По данным СПАРК, выручка верфи в 2020 году составила 4,7 млрд, чистая прибыль — 608 тыс. рублей.