Нынешний год дал Белоруссии множество поводов для "поворота на Восток". Основой послужили западные санкции, в результате которых перевалка грузов через Россию приобрела невиданную ранее актуальность.
"ДП" уже писал, как складывается ситуация с перевалкой белорусских нефтепродуктов и какие возможные риски для российской стороны создаёт их переброска в отечественные порты. Теперь речь пойдет о калийных удобрениях, которые составляют значительную часть доходов Белоруссии и более десяти лет являются яблоком раздора между российским бизнесом и правительством соседнего государства.
Прощание с Клайпедой
В конце июня Европейский союз принял четвёртый пакет санкций против Белоруссии, введя запрет на импорт и транзит некоторых видов нефтепродуктов и калийных удобрений. Теперь европейским компаниям запрещено прямо или косвенно предоставлять белорусским компаниям техпомощь, финансирование и брокерские услуги, а также осуществлять страхование грузов. Несмотря на внушительность, санкционный список оказался не таким критичным, как ожидалось.
В частности, под запрет европейцев попал только технический калий, применяющийся в химическом секторе и металлургии. Основной же экспортный хлоркалий этой участи избежал, ввиду чего многие удивились подобной снисходительности Евросоюза. Однако она вполне логична: европейский рынок не является приоритетным для белорусского поставщика калийных удобрений и составляет всего 0,5% от общего объёма. А вот поставки в Бразилию, Индию, Китай и Индонезию только за прошлый год позволили "Беларуськалию" достичь общей прибыли почти в $2,5 млрд.
Тем не менее эффект от санкций явно имеется: параллельно с переориентировкой нефтепродуктов белорусское правительство решило рассмотреть вопрос о перевалке на петербургскую группу портов и калийных удобрений. Однако, в отличие от нефти, большая часть импорта калия шла через Клайпедский порт, часть которого принадлежит белорусам, что существенно снижало затраты.
Теперь к портовым сборам добавятся и логистические издержки: транспортное плечо до Усть–Луги почти вдвое больше, чем до Клайпеды. Однако увеличение затрат является не единственным препятствием для белорусского калия. В Усть–Луге нет свободного терминала для перевалки калийных удобрений, и для белорусского объёма (перевалка через Клайпеду доходит до 11 млн тонн в год) придётся строить отдельный. На это потребуется определённое время, которого у белорусов при введении новых санкций может не оказаться. Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин считает, что вопрос с калийным удобрением пока остаётся открытым.
"Пока не найдено решение, которое устроило бы обе стороны. Но вопрос перевалки через Петербург и Ленобласть пока открыт, и, думаю, до конца года, скорее всего, решение будет найдено. Многое зависит от скорости введения санкций со стороны Евросоюза и США: если сильного давления не будет, то поиском решения можно заниматься до конца 2021 года. При резком обострении будут искаться “пожарные” варианты, которых немного. И для “Беларуськалия” без ухудшения его финансового положения и ухудшения транспортной составляющей пока ни одного нет".
По мнению эксперта, возможных вариантов дальнейшего развития событий два: либо затраты на транспортное плечо будут ложиться на плечи белорусов, либо будут попытки найти варианты выхода из ситуации с помощью российского "Уралкалия". Насколько возможен второй вариант — сказать достаточно сложно, учитывая конфронтационную составляющую отношений калийных компаний. Более того, по информации СМИ, белорусы уже проводили переговоры касательно возможного перенаправления калийных удобрений с владельцами всех крупных российских терминалов, в том числе и с "Уралкалием". Российские компании были согласны переваливать удобрения из Белоруссии через свободные мощности в количестве 2 млн тонн, однако белорусская сторона отказалась от такого предложения.
От мирового лидерства до обвала цен один арест
Отказ от сотрудничества с "Уралкалием" не выглядит удивительным, если вспомнить историю взаимодействия двух компаний. Ещё в начале двухтысячных "Беларуськалий" и "Уралкалий" были в шаге от монополии на мировом рынке, для чего в 2005 году учредили "Белорусскую калийную компанию". Российско–белорусская "дочка" единолично контролировала 42% мирового рынка, что позволяло диктовать свои условия по цене и получать колоссальную прибыль. Однако партнёрство с белорусами зачастую несёт с собой риски, связанные с позицией руководства страны, которая и положила конец калийной идиллии.
В 2011 году "Уралкалий" купил "Сильвинит", за счёт чего перегнал "Беларуськалий" по объёмам продаж и производства. Такого "оскорбления" белорусское правительство пережить не смогло, поэтому решило торговать удобрениями в обход всех договорённостей, тем самым начав демпинг цен. По замыслу белорусов, обвал рынка дал бы им преимущества и новых заказчиков, однако российская сторона быстро узнала о происходящем и вышла из партнёрства.
Дальнейшие события больше напоминают сюжет фильма: не простив "Уралкалию" прекращение сотрудничества, в августе 2013 года белорусы арестовали главу российского предприятия Владислава Баумгертнера, который прилетел в Белоруссию на встречу с премьер–министром. Предъявив обвинения, грозившие сроком от 3 до 10 лет тюрьмы, спустя 3 месяца они всё же передали российского топ–менеджера на родину, тем самым поставив жирную точку в отношениях между калийными гигантами. После таких событий мировой рынок удобрений стал напоминать букмекерскую контору, в которой цены формируются не исходя из объёмов производств, а по внутренним договорённостям между покупателями и конкретными производителями.
В результате этого Белоруссии удалось забрать у "Уралкалия" часть азиатских потребителей, однако обвал цен в два раза серьёзно сказался на получении прибыли от продаж. А учитывая отсутствие инвестиций ввиду репутационных потерь, объём производств постепенно снижается, вплоть до того, что статистика за прошлый год по белорусскому калию скрыта.
Месть — блюдо холодное
С учётом всех факторов удивительно, что "Уралкалий" предлагал какие–либо варианты сотрудничества по перевалке хлоркалия белорусским конкурентам. Однако переориентировка грузов на северо–западные порты РФ может быть действительно выгодна местному производителю: белорусам придётся поднять цены на свою продукцию, чтобы отбить транспортные затраты.
В случае если западные страны введут запрет на покупку белорусских калийных удобрений, а также любых нефтехимических минеральных продуктов, экспортоориентированная экономика Белоруссии будет обречена. Не стоит забывать и о необходимости построить собственный терминал, а также потери от заморозки мощностей в Клайпеде — учитывая текущую ситуацию с санкциями, покупатели на белорусскую часть порта вряд ли найдутся. Кроме того, находясь в одном порту, есть возможность получить какую–либо информацию о деятельности конкурента.
Пока ситуация складывается таким образом, что выгодополучателями от увеличения давления на Белоруссию становятся российские компании. Сегодня придётся соглашаться на условия России, несмотря на прошлые игры в суверенитет.
Однако это лишь экономическая сторона вопроса, которая зачастую остаётся вторичной для российского правительства, когда речь заходит о белорусском партнёре.