Смольный провёл торги по 10 крупным лотам в рамках транспортной реформы. Официальных итогов пока нет, но основные потери и приобретения подсчитать уже можно.
Как ранее предполагал "ДП", 10 крупных лотов (всего их будет 20) были заточены под "большую тройку" петербургских перевозчиков: шесть — под "Питеравто", три — под "Третий парк" и один — под ПТК. По данным издания, свои позиции по итогам торгов удержал только "Третий парк", который, вероятно, станет победителем аукционов по обслуживанию всего севера Петербурга, в том числе Курортного района.
"Питеравто" отстояло только пять лотов по южным и восточным районам Петербурга, а ПТК, похоже, осталась и вовсе без контракта.
Эти два лота (Московский и Фрунзенский районы — один, второй — разные районы города, в том числе центральные), по данным "ДП", у "Питеравто" и ПТК отбил московский перевозчик "Ранд–Транс" (может иметь отношение к бизнесу сына главы МВД Владимира Колокольцева Александра), а точнее, подконтрольное этой группе компаний "Домтрансавто".
Москвичи уже не в первый раз пытаются выйти на петербургский рынок, но до этого местным перевозчикам удавалось не пускать чужаков, пусть и большими жертвами: снижать цены от 75,5 до 99,9%. В этот раз москвичам в двух аукционах сопутствовала удача, хотя заявки они подавали на все десять.
"То, что “Ранд–Транс”, можно сказать, выиграл два лота, — для меня совсем не удивительно. Всё–таки это одна из крупнейших транспортных компаний в нашей стране с большими деньгами, амбициями и связями. И то, что они попытают счастье на петербургском рынке перевозок, было понятно ещё в прошлом году", — говорит аналитик общественного движения "Транспорт и горожане" Владислав Булгаков.
По его мнению, из "большой тройки" больше всего шансов не пережить транспортную реформу было именно у ПТК.
"У них лишь одно очевидное преимущество — живые деньги от продажи сети АЗС, благодаря которым они могли купить новые автобусы без лизинга, но во всём остальном они были в равных условиях с другими перевозчиками.
К тому же покупка подвижного состава играет совсем небольшую роль в экономике контракта. Очевидно, что, проиграв свой лот, компания откажется участвовать в аукционах за малые лоты (оставшиеся лоты транспортной реформы. — Ред.), так как в этом не будет для них никакого экономического смысла", — считает Булгаков.
Главной неожиданностью же прошедших торгов для рынка стало участие перевозчика "Шпунт–Северо–Запад". Он боролся за три лота по южным районам Петербурга.
"Компания среднего значения смогла получить банковские гарантии на миллиарды рублей и попробовала сохранить себя в этом городе. Увы, но у них совсем немного оптимизационных возможностей, чтобы уверенно снижать цены, в отличие от победителей аукционов", — говорит Владислав Булгаков.
Ранее "ДП" писал, что лоты, рассчитанные на мелких и средних перевозчиков и содержащие от одного до семи маршрутов (потребность от семи до 30 автобусов), выглядели бы конкурентными, если бы не несколько обстоятельств. В частности, подвижной состав должен быть на газу.
Для небольших перевозчиков это может быть критично. На фоне того, что заинтересованность в мелких лотах проявляют крупные перевозчики с куда большими возможностями, конкуренции может и не быть.
Однако до подведения официальных итогов делать выводы преждевременно. Не исключены как минимум жалобы в ФАС, в результате которых расклад может поменяться. Эксперты говорят, что, если ПТК уйдёт с этого рынка, она может сосредоточиться на междугородних перевозках.