Цифровая трансформация в 2020 году получила неопровержимые доказательства своей актуальности для всех секторов бизнеса. При этом консалтинговые агентства констатируют: большинство российских компаний находится лишь в начале пути модернизации. Например, по статистике, лишь 17-20% предприятий используют те или иные механизмы сбора и анализа данных, в том числе для изучения потребностей своей целевой аудитории и существующих клиентов. Таким образом, инструмент для максимально быстрого развития, а также адаптации к условиям меняющегося мира большинством просто не используется.
Отчасти здесь свою роль играет уровень готовности к изменениям каждой конкретной компании: зачастую сотрудники негативно реагируют на внедрение цифровых решений из-за страха "быстро не освоиться" или "потерять своё место", конечно, в отсутствие информационно-разъяснительной работы. Впрочем, и не все руководители готовы к такому шагу, как цифровая трансформация: процессы не останавливаются — значит, и так сойдёт. Третья распространённая причина "торможения диджитализации" — непонимание, какие конкретно решения нужны отдельно взятому бизнесу.
Бизнес готов
"ДП" решил выяснить, каков уровень готовности предпринимателей Петербурга к использованию разных цифровых решений и оптимизации ряда процессов на предприятии. С этой целью на dp.ru был запущен опрос, который позволил получить некий срез "востребованности" современных сервисов для бизнеса. Части инструментов присвоен статус несомненного must have. Так, если говорить о том, что бизнес считает наиболее востребованным сервисом, то 50% голосов получил "Мониторинг взаимодействия с клиентами". В вопросе, какое направление бизнес планирует оцифровать прежде всего, 51% респондентов ответили, что это будут "Продажи и маркетинг".
Прибегнуть к помощи современных технологий в части улучшения деятельности HR-служб хотят 20% участников опроса. Ещё 29% готовы рассмотреть решения, позволяющие повысить скорость и качество работы операционного персонала, — речь идёт о конструкторе документов, быстром извлечении данных, судебной платформе и других возможностях.
Также мы выяснили, какие каналы коммуникации являются наиболее популярными сегодня. По данным опроса, 41% ответивших используют для взаимодействия с клиентами контакт-центры — и это является отражением мировой статистики: в исследовании Market Research Future говорится, что 60-70% коммуникаций сегодня происходит посредством голосового общения с использованием телефона. Тем не менее на долю чат-ботов пришлось 19% голосов, а 28% участников опроса считают актуальными общение посредством электронной почты. Голосовых роботов для коммуникации с клиентами сегодня используют 12%.
Предприниматели оценили удобство такой опции, как мобильная электронная подпись: 27% респондентов уже пользуется или планирует применять в ежедневной практике подобный инструмент. Что такое ID — или быстрая автоматическая регистрация и безопасный вход в любые сервисы — и как его использовать для развития бизнеса, знают 23% опрошенных.
Если говорить о потенциально интересных решениях для бизнеса благодаря возможностям технологий big data, то лидирующие строчки в рейтинге заняли "Формирование персонализированного предложения для конкретной целевой аудитории с целью повторных продаж" с 39% голосов, а также пункт "Поиск потенциальных клиентов и эффективная коммуникация с покупателем", которому отдали предпочтение 32% опрошенных. Меньше предпринимателей заинтересовала такая опция, как "Аналитика данных для управления, поиска инсайтов, планирования и оптимизации". Однако разрыв небольшой — по данному пункту 29% голосов.
Полученные данные отчасти совпадают с результатами исследований цифрового оператора: "Во многом запрос на те или иные сервисы зависит от конкретной сферы деятельности компании, — комментирует ситуацию на российском рынке цифровых решений Юлия Сябитова, директор по развитию корпоративного бизнеса Северо-Западного филиала компании "Мегафон". — Однако если говорить о популярных решениях — то во многом выбор клиентов связан с особенностями текущего момента. Ситуация с пандемией повысила в разы востребованность решений кибербезопасности и облачных сервисов. Оптимизация, минимизация рисков, связанных с человеческим фактором, автоматизация всех ключевых процессов — пожалуй, потребность именно в таких продуктах сегодня наиболее высока".
Цифровая грамотность
Собственно, вопрос о повышении "цифровой культуры" тоже постепенно решается. Этому способствует множество конференций, форумов, семинаров и вебинаров соответствующей тематики. Однако некоторым руководителям, дабы поднять уровень мотивации, недостаточно понять, зачем трансформация необходима предприятию, им важно узнать, как это будет работать. По пути демонстрации пошёл "Мегафон": в июне 2021 года состоялось официальное открытие Центра бизнес-возможностей в Петербурге.
"Принцип нашей компании — бизнес начинается с клиента, — рассказывает Юлия Сябитова. — Все представленные решения созданы исключительно под потребности заказчиков, как текущих, так и потенциальных. Мы исходили из задачи создать площадку, которая позволит оценить эффективность как каждого отдельного решения, так и их сочетания. При этом клиенту не надо задумываться о механике и технической стороне вопроса: он видит реальный или предполагаемый результат. Формат работы центра позволяет "примерить", насколько подходит тот или иной продукт под особенности отдельно взятой компании, с её системой документооборота, маркетинговой стратегией и т. д."
На фото: Фото: пресс-служба МегаФон
Подобная площадка "Мегафона" не первая в России: такие центры уже работают в Москве, Самаре, Екатеринбурге, Ростове, Владивостоке. Везде применён единый принцип тематического зонирования. "Мегафон" проработал идею событийной демонстрации: демоверсии предлагают оценить, как сработает продукт в определённых условиях. Например, если предпринимателю срочно надо ознакомиться с документом и подписать его, когда он находится не в офисе или в домашнем рабочем кабинете, имея при себе из техники только мобильный телефон. Условно — в "Аэропорту". Другие локации — "Производство", "Офис" и "Кафе" — также демонстрируют довольно типичные ситуации.
Юлия Сябитова поясняет, что выбор в пользу такого формирования зон был сделан, поскольку "современные сервисы призваны помочь компаниям решать повседневные задачи — в пределах демонстрационной площадки воссоздан быт современного бизнесмена с учётом тех скоростей, которые присущи нашему времени".
В рамках Центра бизнес-возможностей "Мегафон" предлагает более 60 цифровых идей — часть рассчитана на сегмент МСП, часть на крупные предприятия, есть решения и для государственного сектора. Работа строится в разных форматах: индивидуальные встречи, воркшопы, совместные сессии специалистов клиента и цифрового оператора.
Цифровая трансформация имеет несколько задач — но для бизнеса основными, пожалуй, являются повышение прибыли, оптимизация расходов, лидогенерация. Многие современные технические решения позволяют добиться всех этих целей единовременно или постепенно внедряя новые сервисы. Понять, какой путь будет оптимальным для каждой компании, можно, пройдя своего рода check-up, который поможет определить подходящие продукты. А дальше дело за малым: осваивать решения, соответствующие требованиям современного мира.