Петербург будет претендовать на Олимпиаду–2036, сообщили в МИД. В Смольном заявили, что готовы. Экономисты смотрят скептически.
Назвав, как это любят делать в Москве, Петербург Питером, министр Сергей Лавров сказал, что он "совершенно точно" будет в российской заявке на Олимпиаду. Вице–губернатор по культуре Борис Пиотровский немедленно заявил, что город к этому готов. Её проведение станет большим плюсом для Северной столицы. "Мы уже видим это на примере чемпионата Европы по футболу. Все спортивные объекты находятся в прекрасном состоянии, служат для города. Кроме того, обновляются дороги, общественный транспорт. Мероприятия подобного уровня — это сильный толчок для развития города в целом", — заявил чиновник.
Предполагая такое развитие событий, "ДП" в недавней серии публикаций изучал, как повлияет на Петербург проведение Олимпиады. Эксперты указывали на Крестовский остров как на место с большим числом спортивных объектов и хорошей транспортной доступностью. Однако встаёт вопрос с инфраструктурой, которую можно было бы разместить, например, на северном побережье Финского залива, где есть и свободные территории, и удобные транспортные коммуникации, включая железнодорожные линии. У экологов и местных жителей, впрочем, наверняка другое мнение.
Как рассказывал "ДП" экономист Дмитрий Прокофьев, серьёзное изучение влияния спортивных мероприятий на экономику принимающих их городов началось в 1970–е годы. Поводом стал футбольный чемпионат мира в Германии. В то время считалось, что такие мероприятия создают рабочие места. Однако экономисты Флориан Хан и Вольфганг Манинг выяснили: никакого долгосрочного эффекта для экономики не получается. "Создаются рабочие места, но это плохие места, условно говоря — “свободная касса”. Это сервисы, которые вспыхивают и умирают и никакого развития не дают", — говорит Прокофьев. При этом рабочая сила оттягивается с рынка и на нём возникают прорехи.
В 2006 году Хан и Манинг снова изучили экономическую статистику World Cup, и с тем же результатом. По мнению Прокофьева, спортивные объекты интересны, когда они работают всё время: стадион должен быть постоянно загружен. Иначе инфраструктура будет быстро разрушаться. Поэтому крупные соревнования полезны для городов вроде Лондона и Парижа, где идёт постоянный трафик туристов и всегда есть возможность организовывать спортивные мероприятия мирового класса.
Приспособить построенный по стандартам FIFA стадион подо что–то другое сложно. Прокофьев сослался также на исследование, проведённое Рустамом Фасхутдиновым, выпускником НИУ ВШЭ. Оно выявило "космический взлёт" количества вакансий в Саранске в апреле 2018 года, после открытия нового стадиона "Мордовия Арена". Местные жители рассматривали индустрию туризма как наиболее перспективную и высокооплачиваемую для построения карьеры. Только туристы туда не едут.
Олимпиада — мероприятие с долгосрочным негативным эффектом для экономики города, отметил в комментарии "ДП" профессор ВШЭ и РГГУ, доктор экономических наук Иван Родионов. Олимпийские объекты, даже если они строились за чужие деньги, приходится потом поддерживать уже на свои. С другой стороны, "будет больше туристов, город будет более известен. Продавцы и покупатели из этого города обретут какую–то нематериальную силу, продавая и покупая. И вот в этом Олимпиада, конечно, точно не вредна. А экономически абсолютно во всех случаях она не окупается", — говорил Родионов.
В июле профессор университета Кансай (Япония) Кацухиро Миямото оценил убытки от проведения Олимпиады в Токио в $21,8 млрд с учётом долгосрочного 10–летнего эффекта. Правда, при этом важным фактором было то, что соревнования проходили без зрителей.