Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти убрал последнее препятствие с дороги Смольного по передаче строительства городской подземки новому подрядчику — "Метрострою Северной столицы", разрешив провести первое собрание кредиторов "старого" ОАО "Метрострой". Примечательно, что это решение фактически совпало с поручением президента РФ Владимира Путина премьер-министру Михаилу Мишустину определиться с подрядчиком для строительства петербургского метро.
Заседание арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, назначенное на 17 августа, по банкротному делу ОАО "Метрострой" обещало быть судьбоносным. Ранее по ходатайству "Тоннельного отряда №3" и ФНС суд наложил обеспечительные меры — запретил проводить первое собрание кредиторов должника. Дирекция транспортного строительства Петербурга, по сути имеющая небольшое требование к строителю подземки — порядка 50 млн рублей, — просила об их отмене.
Однако пока действовал запрет произошли некоторые изменения. В банкротный процесс успел включиться "Метрострой Северной столицы" (МСС), новый строитель подземки, предприятие, созданное Смольным совместно с банком ВТБ именно для этих целей. МСС успел провести конкурс на представление его интересов в процессе о несостоятельности "Метростроя", в котором победило столичное адвокатское бюро "Кульков, Колотилов и партнёры".
МСС скупил долги, уже включённые в реестр кредиторов, на 3,7 млрд рублей и попросил арбитраж о процессуальном преемстве. Правда, заседание по рассмотрению этого вопроса назначено только на 7 сентября.
На процесс прибыл партнёр АБ "Кульков, Колотилов и партнёры" адвокат Николай Покрышкин. Любопытно, что на этом заседании господин Покрышкин представлял интересы должника. В частности, от имени "Метростроя" адвокат заявил суду об отсутствии препятствий для снятия запрета на проведение первого собрания кредиторов. Не возражали против этого ни представители Сбербанка, ни ФНС, ни арбитражного управляющего "Метростроя", ни представитель ДТС.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в итоге отменил обеспечительные меры. Юристы АБ "Кульков, Колотилов и партнёры" не прокомментировали это решение.
Теперь 30 августа должно пройти первое собрание кредиторов должника, где будут рассмотрены несколько значимых вопросов. Во-первых, будет решено, какую следующую банкротную процедуру следует назначить, во-вторых, сформировать комитет кредиторов и, в-третьих, определиться с кандидатурой арбитражного управляющего — в зависимости от выбранной процедуры.
"Скорее всего, будет принято решение о введении конкурсного производства", — предположил Никита Ушаков, представитель арбитражного управляющего "Метростроя" Григория Авдеева.
Прогноз юриста имеет свои резоны. Ещё год назад господин Авдеев, ознакомившись с финансово-хозяйственной документацией "Метростроя", пришел именно к такому выводу. Его мнение поддержали и специалисты KPMG, международной консалтинговой компании, по заказу ГУП "Петербургский метрополитен" проводившие аудит должника.
Первую скрипку на собрании, скорее всего, будет играть именно "Метрострой Северной столицы". Ему принадлежит порядка 65% голосов в реестре кредиторов. И хотя арбитраж не успевает разрешить вопрос о процессуальном преемстве, но есть выход: к примеру, МСС может получить у продавца долга доверенность на участие в собрании кредиторов и на голосование по важным вопросам.
Не исключено, что назначение конкурсного управляющего, если таковое произойдёт, благотворно скажется на управленческом процессе должника: как минимум прекратится чехарда с его директорами. По сути функции управляющего аналогичны директорским, но вот отстранить его от процесса управления может только арбитражный суд.
Возможно, что на этом собрании кредиторов МСС получит желаемое — открытие конкурсного производства и назначение конкурсного управляющего, — и тогда начнётся процесс передачи активов от старого подрядчика к новому. По неофициальным данным, уже якобы идёт перевод персонала в новую компанию. Технику и строительные площадки "Метрострой Северной столицы" может взять в аренду. И, следовательно, можно будет сказать: перезапуск строительства подземки произошёл!
Однако в будущем этот важный для Петербурга инфраструктурный проект может потенциально столкнуться с некоторыми проблемами. Так, сейчас в реестре кредиторов МСС занимает доминирующее положение. Однако в рамках общеискового производства продолжается ряд споров: с "Метростроя" взыскивают, по неофициальным данным, порядка 8-10 млрд рублей. И если арбитраж удовлетворит эти претензии кредиторов, то расстановка сил среди кредиторов может поменяться.
Скорее всего, именно об этих процессах в интервью телеканалу 78 упоминал вице-губернатор Петербурга Максим Соколов.
"С долгами придётся разбираться в рамках многочисленных судебных процессов, о том, являются ли эти долговые обязательства мнимыми, надуманными или даже надутыми. Дальнейшая профессиональная команда будет разбираться со всеми активами "Метростроя", и то, что полезно для метростроения, откладывать в копилку, идти вперёд. А то, что не подтверждено кредитными договорами, эти пассивы будут рассматриваться в судебном порядке вместе с другими кредиторами", — заявил телеканалу высокопоставленный чиновник.
И если расстановка сил в реестре кредиторов "Метростроя" изменится, то потенциально возникает риск: решения, выгодные МСС, могут быть заблокированы другими кредиторами. Тут можно провести аналогию с поведением миноритарных акционеров, которые нередко по любому поводу обращаются в суд, оспаривая всё и вся.
Адвокат коллегии адвокатов "Юков и партнёры" Александр Соловьёв, представляющий нескольких независимых кредиторов, обращает внимание на ещё один подводный камень, от появления которого не застрахована ситуация, — может возникнуть вопрос об аффилированности.
Так, Смольный является учредителем и ОАО "Метрострой", и АО "Метрострой Северной столицы", то есть участником и должника, и мажоритарного кредитора.
Николай Покрышкин на заседании 17 августа представлял интересы "Метростроя", а компания, где господин Покрышкин является партнёром, представляет интересы "Метростроя Северной столицы". На дилетантский взгляд такая конструкция предполагает конфликт интересов: кредиторы заинтересованы продать все активы подороже для максимального наполнения конкурсной массы, а вот покупатель — приобрести их как можно дешевле. И независимые кредиторы, чьи требования к должнику пусть даже и невелики, но которых может не устроить решение собрания кредиторов, вполне могут обратить внимание на эти обстоятельства и, образно говоря, начать бузить.
Закон предусматривает ещё одно ограничение для кредиторов, аффилированных с должником, — их голоса не учитываются при выборе кандидатуры арбитражного/конкурсного управляющего.
"Учёт голосов аффилированного с должником кредитора по кандидатуре управляющего создаёт риск оспаривания решения собрания кредиторов, поскольку возникают обоснованные подозрения относительно независимости такой кандидатуры. Тем более, когда аффилированный кредитор является претендентом на активы должника, что свидетельствует о конфликте интересов. Если коммерческий интерес аффилированного кредитора в такой ситуации состоит в покупке имущества должника по наименьшей цене, то интерес независимых кредиторов ровно в обратном", — обращает внимание на особенности банкротной практики Александр Соловьёв.