Рынок коммерческой недвижимости практически восстановился. Вакантность в стрит–ретейле Петербурга составляет 10,4%.
По итогам первой половины 2021 года объём свободного предложения снизился до 54,8 тыс. м2, что на 14,2% меньше, чем во второй половине прошлого года. По данным Knight Frank St Petersburg, за этот период открыли на 26% больше объектов стрит–ретейла, чем закрыли.
Заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers Юлия Кузнецова говорит, что в указанное время количество свободных помещений на основных торговых коридорах Северной столицы снизилось на треть по сравнению с концом 2020 года и составило 11,5% против 15,7%.
По данным Knight Frank St Petersburg, в структуре профилей арендаторов лидерами по занимаемой площади стали компании, представляющие общепит (33%), fashion–ретейл (11%) и продуктовые магазины (10%). При этом объём площадей, занятых общепитом и fashion–операторами, увеличился на 3,2 и 1,1% соответственно по сравнению с итогами прошлого года.
"В структуре арендаторов особенно выделяются магазины одежды и обуви — в этом сегменте количество открытий в 3 раза превзошло число закрытий: на 26 открытий пришлось всего девять закрытий. Среди ключевых открытий — COS и &Other Stories на Большом проспекте П.С., Ecco на Невском проспекте, 12storeez на Большой Конюшенной", — говорит Юлия Кузнецова.
Уже не первый год представители общепита занимают лидирующие позиции по доле как открывшихся, так и закрывшихся арендаторов. За первое полугодие 2021–го в общей структуре новых открытий общепит занимает 38%, а среди тех, кто закрылся, — 34%.
"В секторе общественного питания количество открытий ресторанов за январь–июнь 2021 года составило 141 заведение, это на 23% меньше, чем за второе полугодие 2020–го, однако на 45% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество закрытых — 101 заведение", — отмечается в исследовании Knight Frank St Petersburg.
Среди заметных открытий: Sixty Four, RS20, "Издательство", "Цыпа Моя", "Чача Фокачча", HOBZ.
Закрылись в первом полугодии ресторан "МАМАLЫGA" на улице Белинского, KFC и Pizza Hut на Гороховой, Porto Maltese на Невском проспекте, "Чебуroom" на Литейном и др.
Сокращение объёма занимаемых площадей наблюдалось в сегментах банков и микрофинансов (на 5,5%), торговли аксессуарами (на 6,5%) и антиквариатом (на 9,2%).
Открытия в стрит–ретейле Петербурга в 2021 году отражают меняющиеся предпочтения жителей города. Руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Наталия Киреева подчёркивает, что в 2020 году были популярны аптеки, которые занимали помещения даже на Невском проспекте. В этом году забота о здоровье сменилась активным увлечением электронными сигаретами и товарами для вейпинга: за полгода открылось пять таких магазинов. По её мнению, в основном снижение вакантности происходит за счёт того, что открываются пункты выдачи заказов онлайн–магазинов и служб доставки, например Ozon, СДЭК, Wildberries и "Яндекс.Маркет".
Руководитель Rusland SP Retail Александр Волков добавляет, что нередко съезжают компании, которым во время локдауна предоставили существенные скидки, но потом они не смогли вернуться к оплате полной ставки. "Собственники больше не готовы проявлять излишнюю лояльность и начали расставаться с такими арендаторами. У многих сетей сейчас пошёл процесс оптимизации и пересмотра своих точек. Например, многие готовы брать более дорогие точки, чтобы при этом зарабатывать больше", — отмечает он.
По прогнозам JLL, во втором полугодии может произойти небольшой рост вакантности, обусловленный завершением туристического сезона. С 2022 года вакантность будет стабильно снижаться и может достичь уровня менее 10%.