ЗакС решил (заведомо безнадёжно) отозвать своего представителя в Горизбиркоме. За эмоциональным решением стоит прагматический подход.
Решение прекратить полномочия секретаря Санкт–Петербургской избирательной комиссии Марины Ждановой, которая была назначена в ГИК по квоте ЗакСа, депутаты приняли стремительно и без объяснения причин.
Однако секрета нет. Жданова была в числе членов Горизбиркома, голосовавших за отмену решения Территориальной избирательной комиссии (ТИК) № 7, которая забраковала подписи кандидата от "Новых людей" Ольги Герасиной и отказалась регистрировать её по округу. Тогда как сам спикер Вячеслав Макаров публично сомневался в подлинности подписей за Герасину, которая баллотируется против близкого ему единоросса Дениса Четырбока.
"Вызывает громадные сомнения легитимность этих подписей. Абсолютно очевидно, что они делаются не просто с применением административного ресурса, а их откровенно “рисуют”", — говорил спикер.
По вопросу об отзыве Ждановой было проведено голосование бюллетенями: 32 депутата высказались за, шесть — против. Фактически голосовавшие должны были определиться, на чьей они стороне, Макарова или Смольного, который, как считается, поддерживает "Новых людей". При этом на тайну голосования — что электронного, что бюллетенями — никто давно не рассчитывает.
В Горизбиркоме тут же заявили, что не считают это решение законным. "Для нас Марина Александровна (Жданова. — Ред.) такой же член комиссии, как и раньше. Если отсутствует законная процедура лишения полномочий члена комиссии, то он продолжает исполнять свои обязанности. Это странно и неприятно, что такие конфликты возникают в рамках избирательной кампании", — заявил "ДП" член Горизбиркома Дмитрий Краснянский. Правда, эту позицию разделили не все его коллеги.
На следующий день комиссия по предложению Краснянского протокольно подтвердила полномочия отозванной Ждановой. И на этом же заседании приняла решение, даже не перепроверяя подписи за Герасину, зарегистрировать её кандидатом. За было девять человек, включая Жданову, против — четыре. Хотя никто не сомневается в незаконности решения ЗакСа (поскольку закон прямо запрещает отзывать членов комиссии во время избирательной кампании), юридически ситуация неоднозначна. Горизбирком уже обратился в суд, оспаривая решение парламента, но, пока суд не разрешил спор, оно теоретически может считаться действующим. То есть могут быть оспорены все голосования в Горизбиркоме за это время, в которых Жданова принимала участие.
Правда, едва ли это будет иметь какое–либо принципиальное значение — необходимо, чтобы её голос был решающим. К тому же суд, скорее всего, признает решение ЗакСа недействующим с момента принятия, что поставит точку в этой истории. Однако сама она вносит нестабильность в политическую ситуацию, что, видимо, и является конечной целью всего мероприятия. У которого тем более планируется продолжение: ЗакС собирается выдвигать нового кандидата на место Ждановой.
Хотя всё происходящее кажется бессмысленным, Вячеслав Макаров добился по крайней мере нескольких целей, отмечают эксперты. Во–первых, он показал Смольному, что по–прежнему, несмотря на статус "хромой утки", контролирует большинство в ЗакСе. Во–вторых, показал этому большинству, что они по–прежнему команда (это, однако, не исключает, что члены этой команды могут одновременно стоять в очередь в кабинет в "Невской ратуше"). А с предателями, которые сначала делегируются ЗакСом в ответственные органы, а потом голосуют не так, как надо, по–прежнему разговор короткий.
С практической точки зрения это усиливает позицию Вячеслава Макарова в торговле со Смольным по поводу того, сколько членов его команды попадут в будущий ЗакС. И, возможно, по каким–нибудь другим поводам.
Горизбирком тем временем нанёс асимметричный удар: уволил главу ТИК № 29 Бориса Островского, который выступал (безуспешно) за снятие с выборов по 217–му думскому округу Оксаны Дмитриевой. Примечательно, что весной представитель Партии роста в Горизбиркоме Алексей Березин, как будто предвидя такое развитие событий, предостерегал коллег от назначения Островского главой ТИК. Ещё примечательно, что теперь Алексей Березин сам поддерживал в суде снятие Дмитриевой, после чего Партия роста потребовала его отзыва из Горизбиркома.