В Мариинском дворце завершились нулевые чтения проекта бюджета на 2022 год. Чиновники рассказывали депутатам, на что им нужны деньги сверх положенного минимума. Уложились в 44 совещания и 260 млрд рублей.
Если аналогичные чтения 2020 года проходили под завесой тайны (тогда доступ для прессы был ограничен под предлогом карантинных мер), то нынешние были более открытыми и, очевидно, работали на положительный имидж депутатов в преддверии выборов.
Бюджетно–финансовый комитет ЗакСа, который и проводил чтения, встречал чиновников в неполном составе: на совещаниях отсутствовали некоторые его члены — видимо, были сильно заняты выборами. Что ставит вопрос, как хватает времени у тех, кто на них ходил. В то же время среди докладчиков из Смольного появился баллотирующийся глава комитета по социальной политике Александр Ржаненков, который на время кампании ушёл в отпуск, но не смог проигнорировать рабочее обсуждение проекта бюджета.
По своему формату нулевые чтения представляют собой обсуждение дополнительных потребностей главных распорядителей — комитетов и районных администраций — в дополнение к базовому финансированию, которое закладывается в бюджет исходя из их обязательных трат.
"Мы однозначно поддержали предложения районных администраций о дополнительном финансировании на общую сумму более 48 млрд рублей, потому, что это в первую очередь расходы на социальный сектор. Депутаты специально рекомендовали районам обратить особое внимание на соблюдение сроков ввода в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры", — заявил, уже подводя итоги чтений, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров.
Впрочем, эта патетика была лишней: "однозначная поддержка" депутатов не имеет никакого значения, поскольку по итогам обсуждений не принимается никаких документов. Если в них и есть какой–то практический смысл — то он заключается лишь в том, что комитеты, публично озвучивая свои наиболее общественно значимые потребности, до некоторой степени увеличивают шансы на их удовлетворение.
Главная же идея нулевых чтений — изобразить, что депутаты принимают участие в подготовке бюджета на старте. И объяснить таким образом, почему во время нормальных чтений закона о бюджете они принимают его практически без обсуждения, не внося никаких поправок, кроме распределения своего "депутатского фонда".
Внезапный рост
В финансовом блоке Смольного рассчитывают, что расходная часть бюджета в 2022 году составит 740 млрд рублей без учёта федеральных трансфертов (в нынешнем бюджете расходы–2022 оценивались в 732 млрд). В итоге в 2022 году расходы без учёта подарков из Москвы увеличатся по сравнению с аналогичным показателем этого года на 3,9%.
Налоговые поступления в следующем году Смольный оценил в 775 млрд рублей, но общий объём планируемых доходов не сообщил. Зато, как рассказал глава комитета финансов Алексей Корабельников, в этом году собственные доходы составят 732,3 млрд рублей. Это на 110 млрд, или 18%, больше, чем заложено в бюджете. Экономика выходит из кризиса, налоговые поступления растут, объясняют чиновники. Вместе с чувством радости возникают вопросы к умению прогнозировать. Плюс федеральные перечисления составят в этом году 46 млрд вместо 21 млрд, как планировалось.