Одних игроков взаимные претензии доводят до зала суда, другим вовсе приходится сойти с дистанции.
Скандалами, связанными с кикшерингом, в этом сезоне уже никого не удивишь. Ограничения Смольного не дают развиваться в городе новым сервисам: нынешним летом в Петербург пришёл только один новый оператор. А самокаты сервиса Bolt, который активно развивался в прошлом году, так и не появились на улицах города.
Но рынок штормит не только от законодательных ограничений. Сервис проката ООО "Самокат Шеринг Систем", который работал в 12 российских городах, в том числе в Петербурге, с декабря 2020 года находится в процедуре банкротства. 31 августа Арбитражный суд Москвы постановил открыть на предприятии конкурсное производство. Компания с 2017 года является резидентом "Сколково" и получила поддержку в размере 4,8 млн рублей. К ней были предъявлены требования девяти кредиторов на общую сумму 159 млн рублей.
Другое судебное разбирательство связано с деятельностью бывшего петербургского партнёра сервиса Whoosh — компании "Электрошеринг". Ранее "ДП" писал, что в конце июля ООО "Вуш" подало иск против ООО "Электрошеринг", которое возглавляет предприниматель Евгений Мутовкин (см. № 105 от 04.08.2021). Истец через суд просит взыскать с него 132 млн рублей. У компаний были партнёрские отношения, квалифицируемые как коммерческая концессия, которые в 2020 году были расторгнуты.
Но в августе в отношении ООО "Вуш" и ООО "Электрошеринг" был подан иск от ИП Степан Викторович Руденко о признании сделки между ними недействительной. Ситуацию запутывает то, что, по данным "Контур.Фокус", Степан Руденко является соучредителем "Электрошеринга".
Директор по развитию бюро юридических стратегий Legal to Business Татьяна Грушко отмечает, что для удовлетворения иска (в случае признания сделки ничтожной) истцу необходимо доказать, что у него есть охраняемый законом интерес в признании сделки недействительной.
"Зачастую собственники компаний оспаривают сделки, указывая, что не давали соответствующих одобрений", — поясняет Татьяна Грушко.
Юриста адвокатского бюро "НБ" Евгения Галлямова смущает тот факт, что иск был заявлен не от физического лица, а от ИП Руденко. "Возможно, предметом оспаривания является не коммерческая концессия, а иное трёхстороннее соглашение, не связанное с корпоративным спором, или он имеет самостоятельный интерес в спорной ситуации", — считает эксперт.
Также это может рассматриваться и как попытка затягивания процесса по первому иску Whoosh. Участники спора пока что воздерживаются от публичных комментариев.
Этим проблемы сервисов не исчерпываются. В Петербург добралась мода на вандализм, распространённая в Москве. Самокаты ломают, паркуют в неположенном месте, заливают панель солидолом, выбрасывают с моста или балкона. Видеоролики с записью подобных действий становятся вирусными в соцсетях. Буквально вчера стало известно, что в Москве повредили около 800 самокатов сервисов "Яндекс", Urent и Whoosh.