"Метрострой" выплатит Северной верфи 147 млн рублей и проценты за непостроенный судостроительный комплекс. Арбитраж частично удовлетворил встречные иски бывшего заказчика и подрядчика.
С иском в суд судостроительное предприятие обратилось в 2019 году, потребовав взыскать с "Метростроя" 209,7 млн рублей неотработанного аванса за строительство эллинга. Затем верфь получила встречный иск от бывшего подрядчика о взыскании 99 млн. Позднее стороны увеличили размер взаимных претензий до 211 млн и 273,6 млн соответственно.
Поводом для судебной тяжбы стал контракт от 2017 года на строительство первого этапа современного судостроительного комплекса на территории Северной верфи стоимостью почти 7 млрд рублей (с учётом НДС). "Метрострой" должен был построить стапельную площадку с двухпролётным эллингом, а оснастить его предполагалось мостовыми кранами и самоходными судовыми поездами. Завершить работы планировалось в I квартале 2019 года. После реализации проекта верфь собиралась начать строительство фрегатов нового поколения, десантных кораблей, газовозов и нефтеналивных танкеров.
В 2019 году заказчик расторг договор в одностороннем порядке на фоне срыва сроков и финансовых проблем подрядчика. К тому моменту "Метрострою" было перечислено 1,4 млрд рублей и он успел набить сваи и начал выполнять плиту стапеля. К качеству работ заказчик выдвинул серьёзные претензии: например, что плиту сделали "ненадлежащим образом", а сваи забили не по проекту. В свою очередь, "Метрострой" заявил о проделанных дополнительных работах, не учтённых в технической документации, за которые ему не заплатили.
Ещё одним разногласием между сторонами стала доплата НДС: на момент заключения контракта ставка налога составляла 18%, но с 2019–го выросла до 20%.
По решению суда ОАО "Метрострой" выплатит Северной верфи 147,2 млн рублей неосновательного обогащения. Ему также начислены проценты за пользование чужими денежными средствами начиная с августа 2019 года. По встречному иску Северная верфь вернёт подрядчику 1,8 млн рублей процентов за пользование чужими деньгами.
Однако сможет ли верфь вернуть долг — большой вопрос. "Метрострой" уже скатился в банкротство, которое на днях перешло в стадию конкурсного производства. В реестре требований кредиторов — около 6 млрд рублей.
"Размер выплат Северной верфи составляет менее 10% всех требований к должнику. По этой причине она как кредитор лишена возможности в полной мере защищать свои права, например, путём подачи заявлений об оспаривании сделок “Метростроя”. Для этого верфи придётся объединяться с другими кредиторами, что значительно осложняет процесс", — отмечает Александра Карабутова, юрист адвокатского бюро "НБ". В целом судозаводу надеяться на удовлетворение требований больше чем на 8% (средний процент в ходе банкротства) оснований нет, предполагает юрист. Новый эллинг Северной верфи всё ещё не достроен. Работы ведёт новый подрядчик, ранее работавший с "Ростехом", — ООО "Отечественные системы и технологии". Завершить первый этап работ планируется в конце 2021 года.