Претензии ФАС к Booking.com нельзя назвать необоснованными или высосанными из пальца. К сервису всегда было много вопросов как у отельеров, которые неоднократно жаловались на драконовские условия и высокие комиссии, так и у самостоятельных путешественников, иногда обнаруживавших себя посреди нигде с внезапно сгоревшей бронью и наглухо молчащим телефоном техподдержки. Давно известный закон рынка: чем больше корпорация, тем меньше забота о каждом отдельном клиенте и запутаннее обратная связь. Однако весьма примечательно, что дискуссия с самого начала строилась не вокруг того, насколько справедливо наложен штраф, велик он или ничтожен, а о том, что Booking явно пытаются выжить из России и как мы теперь будем обходиться без него.
Труды последних лет дали плоды. Упорная (хоть и бесславная) борьба с Telegram, регулярные угрозы в адрес YouTube, ужесточение контроля за соцсетями, свежая история с замедлением Twitter… Наблюдая за этим, общество твёрдо усвоило: если государственная машина предъявляет претензии той или иной корпорации, то защищает она при этом не интересы клиентов, а свои собственные. И когда "пришли за Букингом", все автоматически принялись искать, что на самом деле скрывается под антимонопольной обложкой. И довольно быстро нашли.
Монополии в любой отрасли — это, безусловно, плохо, и с ними по мере сил надо бороться. Проблема государственного подхода состоит в том, что цель, как правило, не в стимулировании здоровой конкуренции, а в замене импортного продукта (в современных реалиях, вероятно, следует писать "иностранного агента") отечественным. Желательно разработанным за счёт бюджета и обязательным к использованию. Однако заставить интернет–пользователей перейти на очередной "национальный поисковик" — совсем не то же самое, что принудительно раздать безропотным бюджетникам карточки "Мир". Тем не менее попытки предпринимаются регулярно и в разных сферах.
Ревнителям государственных интересов наверняка видится идеальным китайский вариант, когда всяческие "вражеские" сервисы на территории страны заблокированы, а их функционал сосредоточен в суперприложении, которым пользуется абсолютное большинство жителей. У восточного соседа это WeChat, через который можно делать что угодно — от оплаты услуг до вызова такси или того же бронирования гостиниц. Ни для кого не секрет при этом, что сервис активно сотрудничает с государственными структурами и условный "товарищ майор" имеет доступ к любой информации. При этом WeChat вовсе не является госпроектом. Создала его абсолютно коммерческая корпорация Tencent, и только когда сервис набрал достаточное влияние, его вежливо, но твёрдо взяли под локоток официальные ведомства. Рассуждая нелиберально и цинично, такой путь выглядит наиболее эффективным.
В принципе, что–то подобное уже давно пытаются делать в России с "Яндексом" и "ВКонтакте". Но получается не очень — всё–таки свободолюбивые традиции Рунета сильны. Так что люди, мечтающие сделать интернет как можно более "суверенным", не оставляют попыток создать что–то с нуля. Например, уже упомянутый "национальный поисковик “Спутник”", немало всех насмешивший, но так и не сумевший собрать долю пользователей хотя бы в полпроцента. "Национальная система бронирования", если её действительно будут разрабатывать, рискует полностью повторить его судьбу. Вместо создания условий, в которых талантливые российские разработчики и бизнесмены смогли бы потягаться с Booking.com в открытой конкурентной борьбе (причём на мировом рынке), нам опять предлагают "решить вопрос" при помощи административного ресурса. Если так пойдёт и дальше, то государство будет не только регулировать цены в гостиницах, но и решать за туристов, кому в каком номере селиться и с кем.