Глава Счётной палаты Алексей Кудрин призвал государство снизить свою долю в экономике России. Опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты не видят причин для реальной приватизации важных активов. Напротив, государство стремится усиливать свой контроль во всём.
Интернет-журнал "Компания" опубликовал статью председателя Счётной палаты РФ Алексея Кудрина "Пора дать экономике повзрослеть", посвящённую проблеме государственного участия в экономике. В публикации приводятся данные ИПЭИ РАНХиГС, согласно которым индекс государственной собственности России вырос с 31,2% ВВП в 2000 году до 53,1% в 2019-м.
Приватизация пробуксовывает, констатирует глава СП. "По данным Счётной палаты, за 2017-2019 годы была реализована только четверть пакетов акций и долей, предусмотренных прогнозным планом. Это был самый низкий показатель за 10 лет", — отмечает он.
"Госсектор может временами играть важную и положительную роль, но ему пора начать сокращаться. "Особого пути" в данной ситуации нет — госкомпании редко становятся экономическими и инновационными драйверами", — делает вывод Алексей Кудрин.
По оценке автора статьи, приватизация может приносить в казну в среднем примерно по 200-300 млрд рублей ежегодно в течение 5-6 лет.
Опрошенные "ДП" эксперты не видят причин того, что государственная политика изменится после выступления Алексея Кудрина. "Такие разговоры идут постоянно, но толку от этого нет, потому что есть некая государственная политика, которая, наоборот, направлена на то, чтобы взять всё под свой контроль во всех сферах: в финансах, в СМИ, в интернет-пространстве. Поэтому это — не более чем очередной комментарий, который ни к какому результату не приведёт", — уверен политолог Александр Конфисахор.
"Общий тренд состоит в том, что государство и определённая правящая группа людей стремятся контролировать все крупнейшие ресурсы и, собственно, их контролируют, — рассуждает исполнительный директор консалтинговой компании "Решение" Владимир Сократилин. — И даже то, что вроде бы можно отпустить, уже не отпускается, потому что боязно. Это их принципиальная точка зрения, так они видят развитие экономики. Призыв Кудрина надо интерпретировать так — посмотрите, друзья и коллеги, у нас есть ещё ресурс для того, чтобы получить какие-то доходы. Этот ресурс — приватизация. Он был бы правильным во многих отношениях. Но бессмысленно это рассматривать иначе как просто призыв".
Сократилин полагает, что никаких практических действий после статьи Кудрина не последует, потому что все предыдущие планы приватизации "не осуществлены и никто по этому поводу не переживает".
"Изменения происходят обычно не тогда, когда появляются правильные идеи, а тогда, когда появляются сильные группы интересов, желающие такого рода перемен. У нас таких сильных групп интересов нет, или лучше сказать, что те, кто не хочет такого рода перемен, пока у нас сильней", — отмечает экономист Дмитрий Травин.
Президент Высшей школы экономики в Петербурге Александр Ходачек считает, что масштабный госсектор — это не обязательно плохо. "Говорят, что надо приватизировать "Водоканал" или энергетику, но вот в Финляндии почему-то не приватизируют эти сферы, как и и железные дороги. И они устойчивы в руках государства. А в Финляндии рыночные отношения сложились гораздо раньше, чем у нас, и есть определённый опыт", — говорит эксперт.
Глава холдинга "Теорема" Игорь Водопьянов усомнился в искренности Алексея Кудрина. "Именно этот человек именно эту экономику строил 25 лет, — обращает внимание предприниматель. — Поэтому это всё какие-то "пчёлы против меда". То, что частные предприятия эффективнее государственных, — это факт. Но никакой приватизации не будет, а если будет, то для того, чтобы эти предприятия оказались в нужных, правильных руках".