Официальные сервисы и владельцы машин сталкиваются с дефицитом оригинальных запчастей для Hyundai, KIA, Skoda, Audi, VW и Haval.
В 2021 году поставщики автокомпонентов наращивают поставки, практически остановившиеся прошлой весной. Импорт автокомплектующих ведётся по нескольким товарным номенклатурам ВЭД, и посчитать его общий объём достаточно сложно. Однако даже по нескольким из них видно, что объём ввоза в этом году выше, чем в прошлом. Так, по данным Северо–Западного таможенного управления, в январе–июне 2021 года в макрорегион импортировали частей и принадлежностей для моторных транспортных средств на общую сумму $1,8 млрд.
Основная часть поставок была из дальнего зарубежья. За аналогичный период прошлого года объём импорта был ниже: $1,25 млрд. В поставки по этим ТН ВЭД входят в том числе части кузовов, шасси–рам, коробок передач, элементов трансмиссий.
Локальный дефицит
Тем не менее проблемы с обслуживанием автомобилей в официальных сервисных центрах остаются. Как сообщили "ДП" опрошенные автодилеры, в дефиците такие запчасти, как тормозные колодки и диски, воздушные и салонные фильтры, а также детали для кузовных работ.
Если срок ожидания деталей для техобслуживания на данный момент составляет от 2 недель до месяца, то для выполнения кузовного ремонта — до 3 и более месяцев. Так, один из крупнейших дилеров страны везёт оригинальное лобовое стекло для автомобиля Skoda уже больше полугода, и поставка постоянно откладывается, рассказывает один из собеседников газеты на условиях анонимности.
По мнению Александра Шапринского, директора по развитию ГК "Прагматика", ситуация по брендам Lada и Kia в последние месяцы значительно улучшилась. "Сохраняется дефицит только на ограниченную группу запчастей. Но наличие складских мощностей позволило пройти этот период без особых последствий", — утверждает он. Однако признаёт, что есть задержки по запасным частям для кузовного ремонта со сроком ожидания до 30 дней.
По оценке автохолдинга "Максимум", особенно ярко выражается дефицит запасных частей для автомобилей, имеющих американское происхождение. "Например, из–за ухода с российского рынка американского бренда “Форд” кузовные запчасти мы ждём из США, а это очень долгая транспортировка и, конечно, высокая стоимость", — уточняют в пресс–службе компании.
Остро ощущается также нехватка запасных частей, связанных с электрооснащением автомобиля. "Это могут быть блоки, диодные фары, система безопасности. Вероятнее всего, это связано с остановкой в Японии работы завода, производящего чипы для множества автоконцернов", — предполагают в автохолдинге.
По оценке собеседников "ДП", большую роль в этой ситуации сыграла пандемия с массовыми локдаунами, что в дальнейшем вызвало резкий спрос на данные товары, но производство не смогло обеспечить потребность. Проблемы есть с поставками у VAG (Audi, VW), группы Hyundai и KIA.
В будущем официальным автодилерам придётся увеличивать свои складские запасы, тем самым больше "замораживая" свои средства в складах, предполагают в "Максимуме". Дефицит запчастей и различных деталей кузова влечёт за собой рост их стоимости, поскольку производители тоже хотят заработать на спросе. "Возможно, дистрибьюторы будут более активно искать локальных производителей, что может повлечь за собой снижение качества запасных частей", — резюмируют в компании.
Порванная цепочка
В российском представительстве KIA "ДП" сообщили, что уровень обеспечения запасными частями на центральном складе и пяти региональных складах в данный момент достаточен для выполнения обязательств компании по сервисному обслуживанию. Он позволяет достигать в кратчайшие сроки каждого региона России.
"В данный момент изредка наблюдается задержка поставок запасных частей по некоторым компонентам, особенно электроники", — добавили в пресс–службе компании. Также там добавили, что проблемы связаны с текущим мировым кризисом в сфере производства полупроводников.
Тем не менее ситуация, очевидно, всё–таки вызывает на рынке некоторую тревогу, так как обсуждать её готовы не все. Так, например, в пресс–службе "Хендэ Мотор СНГ" воздержались от комментариев.
Дефицит запчастей тормозит и ремонт автомобилей по каско. Хотя, по оценке страховой компании "Согласие", такая проблема существует локально. "Значительных изменений сроков выполнения ремонта в 2021 году в сравнении со статистикой предыдущих лет нет", — заявляют там. В основном не хватает запчастей китайских брендов. Преимущественно проблемы по марке Haval, уточнили в компании. Страховщики также убеждены, что проблема связана с изменениями в технологических цепочках при производстве и поставках деталей из–за пандемии коронавируса.
Эхо первой волны
В 2020 году россияне больше пользовались личным автотранспортом. Например, из–за закрытых границ многие поехали на машине в отпуск. Кроме того, некоторым стала недоступна покупка нового авто: цены поднимались уже несколько раз. Так что приходилось больше обращать внимание на состояние старого. По этой причине спрос на запчасти для легковых автомобилей вырос ещё год назад.
В 2020 году на них было потрачено 1,64 трлн рублей (по сравнению с 1,473 трлн годом ранее), подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". Больше всего автовладельцы потратили на насущные проблемы автомобилей: шины (198 млрд), детали подвески (172 млрд), а также на масла и технические жидкости (172 млрд рублей).
Финансовые показатели местных игроков рынка в целом подтверждают эту статистику.
По данным СПАРК, крупнейшая по выручке петербургская компания по продаже автомобильных запчастей, деталей и аксессуаров — ООО "Нокиан Шина" с годовой выручкой 38 млрд рублей. В числе других крупных участников этого рынка в Петербурге можно назвать дочернее подразделение немецкого концерна ZF Group, ООО "ЦФ Руссия" (его выручка в 2020 году составила 11 млрд рублей) и продавца запчастей ООО "Автопитер" (8,7 млрд).
Наиболее острой ситуация была весной прошлого года, и, вероятно, это отставание в поставках до сих пор не ликвидировано, предполагает директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артём Лютик.
По поставкам деталей из Азии и Турции дополнительные перебои могли быть обусловлены влиянием летних пиков заболеваемости. Соответственно, наибольшие задержки в поставках из Азии. Турция в основном поставляет детали для автомобилей немецких брендов, уточняет эксперт.
Большинство тех, кто ремонтирует машины по каско, предпочитают ждать, пока будут доставлены оригинальные запчасти, раз уж страховая компания их оплачивает. Тем более сейчас многие сервисы предоставляют подменные машины да и каршеринг вполне доступен в крупных городах.
"А вот те, кто платит за ремонт из своего кармана, скорее предпочтут использовать альтернативы, что несколько снизит проблему с поставками оригинальных частей", — говорит Артём Лютик.
Вероятно, со временем проблема рассосётся по мере возвращения мировой экономики на допандемийные рельсы. Но определённые сроки этого назвать пока невозможно.